ПротоГильгамеш.
Докопаться до глины
Совместный проект театра Lusores
и Школы искусств и креативных индустрий
Перформативная лаборатория
по древнейшим сохранившимся текстам человечества — шумерскому эпосу
Когда вверху не названо небо
А суша внизу была безымянна
(вавилонско-аккадский эпос о сотворении мира, таблица I)
Продолжительность лаборатории:
5 дней
Начало занятий:
6 марта
Формат:
офлайн-занятия
в Санкт-Петербурге
Стоимость участия:
15 000 рублей
Эпос о Гильгамеше — это самый древний эпос человечества. Его обнаружили
в клинописной библиотеке царя Ашшурбанипала в конце XIX века.
Создание эпоса датируют по разному: II или III веком до н. э.
Гильгамеш — это обожествленная историческая личность, вождь шумерского города Урука. В эпосе о нем не только история о дружбе и любви, но и описание всемирного потопа, который будет описан в Библии значительно позже, первые записанные сны, которые сегодня изучают психоаналитики, образы богов, людей, полубогов и страшного чудовища Хумбабы.
Переводами эпоса о Гильгамеше на русский язык занимались Казимир Шилейко, Семён Липкин, Николай Гумилев и Игорь Дьяконов.
Исследовать шумерский эпос можно по-разному: через психоанализ, с помощью литературо- и востоковедения... Эпос лег в основу многих литературных
и театральных произведений.
Театр много обращался к древним эпическим произведениям. Эпос — текст-основа культуры, и театральная форма дает возможность наиболее близко его изучить, интерпретировать его не только интеллектуально, но и перформативно, задействуя собственное тело и образы, созданные из физических объектов. Что может быть интереснее, чем пропустить через тело первый сохранившийся текст человечества?
Педагоги лаборатории — руководители театра Lusores Александр Савчук и Виктория Евтюхина уже проходили длинный путь освоения эпоса о Гильгамеше в 2011-2015 годах, проект «Гильгамеш» включал в себя шесть спектаклей, охватывающих в различных театральных техниках все двенадцать таблиц эпоса и получил специальные призы премий Золотой софит и Прорыв,
попал в лонг-лист премии Золотая маска.
У эпоса о Гильгамеше есть ещё более древние истоки — отдельные фрагменты шумерских легенд. В них — первое описание сотворения мира, людей, богов небесных и хтонических, и даже знаков зодиака. Их сделает объектом своего исследования лаборатория «ПротоГильгамеш. Докопаться до глины» в Санкт-Петербурге.
Лаборатория включает в себя работу с текстом, лекции от исследователей древнего Востока, создание совместных творческих работ (театральных этюдов), психофизические (актерские) и речевые тренинги.
Для кого эта лаборатория:
Для учащихся и выпускни_ков творческих студий, школ и вузов. Наличие опыта работы с театром не обязательно. Это может быть точкой входа в театральную деятельность, возможностью выйти на новый уровень работы с театром, возможностью познакомиться с современным театром изнутри.
Ведущие курса
Александр
САВЧУК
Режиссер, актер, перформер
Куратор Лаборатории нового театра.
Руководитель театра Lusores, Лауреат премий Золотой Софит, Прорыв.
Победитель международных театральных фестивалей.
Преподаватель СпбГИК 2010-2016. Преподаватель Санкт-Петербургской школы нового кино с 2016.
Член жюри фестиваля Рождественский парад с 2014 года.
Постановки последних 10 лет:
«Зангези» по мотивам текстов Велимира Хлебникова, Санкт-Петербург, 2023
«Скучная история» по мотивам повести А. П. Чехова, Санкт-Петербург, 2023
«Сад Борхеса» по рассказам Х.-Л. Борхеса, Lusores, 2022
А. С.Пушкин, Л. Аронзон «Моцарт и Сальери», Lusores, 2021
«Всего две вещи» по поэзии Эмили Дикинсон, Lusores, 2021
«Коллекционеры» Инклюзион, Театр Мон, Казань, 2021
«Дом Хлебникова» музей Велимира Хлебникова, Астрахань, 2021
«Человек, который ушёл на луну» по поэзии Ли Бо и Ду Фу, «Инклюзион», 2020
«Кант. Опыт свободы», Lusores, 2020
«Ры» микроопера по мотивам поэзии Ры Никоновой-Таршис, 2019
Специальный приз премии «Золотой софит»
«Ночи холстомера» по мотивам повести Л.Н.Толстого, «Инклюзион», 2018
«Игры в бисер» по мотивам Германа Гессе, Lusores, 2017
«Гамлет-Гаджет» спектакль-блог, Lusores, 2016
Призер фестиваля «Монокль»
Н. Заболоцкий «Школа Жуков», Lusores, 2016
Номинант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации
лучший спектакль среди не государственных театров
Н. Гоголь «Игроки» ТЮЗ Нягань, 2015
«Гильгамеш 12», Lusores, 2015
Лауреат специального приза высшей театральной премии Санкт-Петербурга Золотой
Софит
Участник Лонг-листа высшей театральной премии Золотая маска
А. Твардовский, «Василий Тёркин», Новокузнецкий Драматический Театр, 2015
«Гильгамеш 11», Lusores, Санкт-Петербург, 2015
«ГИЛЬГАМЕШ 8, 9 ,10» Lusores, Санкт-Петербург, 2014
Виктория
ЕВТЮХИНА
Актриса театра и кино, режиссер, педагог актерского мастерства
В 1994г. окончила Музыкальное училище Санкт-Петербургской Консерватории имени
Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Артист музыкального театра»,
В 1998г. окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства,
по специальности «Актриса драматического театра и кино»
С 2000-2002гг. СПбГАТИ, творческая аспирантура кафедры актерского мастерства (научные руководители Даксбури-Александровская Марина Борисовна (доцент), Грачёва Лариса Вячеславовна (профессор)
Преподаватель актерского психофизического тренинга:
2000-2005гг. Санкт-Петербургская Государственная академия театрального искусства
«Интер мастер класс»,
2002-2005 гг.«Канон-данс» Школа contemporary dance
С 2007 Режиссер-педагог Санкт- Петербургского независимого театра LUSORES.
С 2011 Руководитель студии театра LUSORES
С 2019 Преподаватель Санкт-Петербургской Лаборатории нового театра.
Участник международных фестивалей и мастер-классов.
Постановки:
«Никогда», спектакль-сон по поэзии разных народов и времён, Санкт-Петербург, 12+
«Путешествие улитки», спектакль по хайку Кобаяси Иссы, Санкт-Петербург, 12+
«Лис и Зайка», Санкт-Петербург
«На дюнах», спектакль по текстам Г.-Х. Андерсена
Занятия проходят в Санкт-Петербурге
с 6 по 10 марта включительно ежедневно
с 11:00 до 19:00
Предусмотрен перерыв на обед в середине дня
Программа
-
5 дней ежедневной работы с кураторами лаборатории — режиссером, актером, перформером Александром Савчуком и режиссером, актрисой Викторией Евтюхиной
-
актерский тренинг
-
знакомство с текстами шумерских легенд
-
введение в историю древнего Востока
-
введение в создание театрального проекта: совместное прохождение стадий работы, от драматургического разбора до актерского тренинга и художественного решения
-
разбор специфики работы с эпическими текстами в театре.
ИТОГ ЛАБОРАТОРИИ
Создание и показ перформанса по выбранным отрывкам шумерских легенд.
Кажд_ый участни_к может выступить в роли режиссера собственного перформанса и объединиться для совместной работы с другими участни_ками.
Приглашенные преподаватели
профессор Восточного факультета СПбГУ, востоковед-ассириолог, религиовед, литературовед, переводчик с шумерского и аккадского языков.
научный сотрудник Института восточных рукописей РАН
Владимир Владимирович Емельянов
Профессор Восточного факультета СПбГУ, востоковед-ассириолог, религиовед, литературовед, переводчик с шумерского и аккадского языков.
Выпускник Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета (1992). В 1992-1993 гг. работал в средней школе. В 1993-1997 гг. был преподавателем Петербургского еврейского университета. В 1997-2008 гг. работал на Философском факультете СПбГУ, с 2008 г. — профессор Восточного факультета. Кандидат исторических наук (1997), доктор философских наук (2005). Автор более 200 работ на русском и английском языках по ассириологии, истории русской литературы, философии культуры, истории религии и истории науки.
Алексей Игоревич Янковский-Дьяконов
Научный сотрудник Института восточных рукописей РАН.
Родился 19 октября 1968 г. в Ленинграде в семье ассириологов. В 1990 г. окончил исторический факультет Ленинградского университета (кафедра истории Древней Греции и Рима под руководством Э. Д. Фролова). С лета 1990 по октябрь 1991 г. номинально работал в Независимой Гуманитарной Академии, фактически — в Вычислительной лаборатории Института языкознания АН под руководством Н. Н. Казанского, где занимался разработкой программного обеспечения для исследования древнегреческих текстов, в частности Септуагинты.
С 1998 по 2015 гг. участвовал в организации международных проектов режиссера с европейскими, американскими и японскими компаниями и киноархивами. Снял несколько собственных документальных картин, в частности «Киркенесская этика. И. М. Дьяконов» (2011). В 2001 г. впервые посетил Ирак с делегацией российских ассириологов. В 2007—2010 г. сделал документальный фильм «Нам нужно счастье» о жизни деревни в Иракском Курдистане (Барзан, Койя) по заказу Музея на набережной Бранли в Париже, в 2012 г. работал оператором и консультантом турецкого фильма «Баглар», снимавшегося в зоне этнического конфликта в Турецком Курдистане (Диярбакыр, Ширнак).
Составил программу Российско-Иракской археологической экспедиции (РИКЭ), которой затем, по инициативе акад. Н. Н. Казанского (Институт лингвистических исследований РАН), был придан комплексный характер, с включением в нее диалектологических полевых работ и изучения рукописного наследия.
УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ
Идет отбор по мотивационным роликам: снимите на видео короткий рассказ о себе и том, почему вы хотите участвовать
в лаборатории, и приложите к заявке.
Мы на связи
Задайте нам любой интересующий вас вопрос: