Человек
за письменным
столом
Автофикшн: поэзия, эссе, рассказ.
Авторский курс Оксаны Васякиной
Продолжительность курса: 3 месяца
(март, апрель, май)
Периодичность: 1 раз в неделю
Расписание: по вторникам с 19:00 до 21:00
Начало занятий: 7 марта 2023
Курс проходит в формате онлайн (вебинаров)
Стоимость: 32 000 рублей за весь курс
Название этого курса отсылает к одноименной книге исследовательницы литературы и писательницы Лидии Гинзбург. Гинзбург писала о времени, характерах современников и советском быте. Но самое главное – она бесстрашно писала о себе. На нашем курсе мы будем писать о себе, своем опыте
и окружающем нас мире. В конце курса каждая участница и участник напишут свой курсовой текст.
Мы не будем ограничивать себя формами: это могут быть эссе, поэтический цикл или рассказ.
Автофикшн - литературный жанр, граничащий с дневниковой прозой (эго-документом), отличается и от документальной, и от художественной литературы. Здесь автор не скрывается за вымышленным персонажем, но и не пишет о себе документально - это способ не только зафиксировать свой опыт, но и создать художественную линзу, преломляющую взгляд читателя. Автофикшн открыт к разным формам: эссе, поэзии и прозе.
«Я опираюсь на опыт Евгении Гинзбург, Лидии Гинзбург, то есть русскоязычной дневниковой документальной прозы. И тогда, и сейчас это называется мемуарами или документальной прозой. Теперь у нас появился новый удобный термин, – автофикшн.
Мне кажется, из-за того, что все привыкли читать такой «суперфикшн», читатель часто не понимает – и критики часто не понимают, – что, когда мы открываем автофикшн-книгу, мы все равно вступаем на поле конвенции. И то, что мы читаем, – это не является реальным бытом человека. В этом, собственно, и вся прелесть автофикшна. Вот есть четвертая стена – и вот ее как бы нет. И в этой иллюзии отсутствия четвертой стены – притягательность автофикшна. Нам кажется, что мы читаем личный дневник или наблюдаем вместе с героиней что угодно. Но на самом-то деле речь идет о текстовой ткани, которую человек конструировал специально для того, чтобы ее прочитали. И присутствие читателя здесь изначально заложено. Разница между дневником и литературой, автопсихотерапией и литературой, в том, что, когда ты пишешь автофикшн, ты всегда имеешь в виду, что тебя кто-то будет читать. И это, отчасти, делает текст литературой.» (Оксана Васякина)
Ведущая курса
ОКСАНА
ВАСЯКИНА
Писательница и поэтесса
Авторка книг «Рана», «Степь», «Ветер ярости» и «Женская проза». Лауреатка премий «Лицей» и «Нос». Родилась в Усть-Илимске Иркутской области, Закончила Литературный институт имени Горького, живет и работает в Москве.
Мы будем обсуждать автобиографические тексты писательниц и поэтесс. Разбираться, как они устроены и писать свои тексты, опираясь на опыт предшественниц. Участницы и участники научатся профессионально читать и разбирать тексты, этот навык поможет в их писательской практике. Каждое занятие включает в себя обратную связь на тексты, которые участницы и участники будут создавать во время курса.
Мы ждем заявок от людей, которые работают с текстом на любом уровне
Наиболее яркие представители жанра:
Крис Краус (I LOVE DICK)
Мэгги Нельсон («Аргонавты»)
Элиф Батуман («Идиот[ка]»)
Оксана Васякина («Рана», «Степь»)
Эми Липтрот («Выгон»)
В 2022 году нобелевскую премию по литературе получила французская писательница Анни Эрно,
работающая в жанре автофикшн.
ИТОГ КУРСА - ЗАКОНЧЕННОЕ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ЭССЕ/РАССКАЗ/ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Условия поступления
Участники отбираются на основе творческого конкурса.
Необходимо выполнить вступительные задания:
1. Автобиографическое эссе в свободной форме
2. Мотивационное письмо
короткий рассказ о том, почему вы хотите учиться на курсе
«Человек за письменным столом. Поэзия и автофикшн»
не более одной страницы