
«Измерение изменения». Философское и социологическое измерение партисипаторных практик
Онлайн-курс по внедрению
теории изменений
в свой некоммерческий проект.
Продолжительность курса:
3 месяца
Формат курса:
онлайн занятия 2 раза в неделю
Стоимость обучения:
58 000 рублей*
*54 000 рублей при оплате до 15.09.2023
«Измерение изменения: философское и социологическое измерение партисипаторных практик» — это курс, направленный на приобретение навыков критического анализа социокультурного проекта в контексте медиа и современного искусства, а также количественного и качественного измерения его результатов.
В теоретической части курса будут пройдены основы теории и философии искусства с акцентом на культурную политику и критику партисипации. В практической части будет проводиться измерение социальных изменений как социальная практика, проект и метод — инструмент оценки и управления социальным проектом.
В процессе прохождения курса участни_цы научатся разрабатывать оценочные меры и гайды сбора данных для измерения социального импакта проекта, а также сформируют компетенции, достаточные для написания критического отзыва (обоснования актуальности) на собственный проект или проект коллеги.
Курс будет полезен будущим и действующим сотрудникам НКО, активистам, социальным предпринимателям, работникам культуры, практикующим кураторам, желающим научиться оценивать собственные проекты с точки зрения отложенного социального эффекта и таким образом настраивать свой проект в соответствии с его целями и задачами еще на этапе формирования.
После прохождения курса будет выдано удостоверение о повышении квалификации, которое в том числе может свидетельствовать о повышении квалификации по специальности «Культурология».
«В теории искусства принято говорить об автономии (l'art pour l'art, искусство-для-себя) и гетерономии (fait social, общественная сущность искусства): на протяжении XX-XXI вв. мы можем наблюдать, как модернистское искусство и культ гения сменились культом коллективного авторства и ангажированного искусства.
Ролан Барт в курсе лекций "Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности" вводит понятие "идиорритмия"; это практика удержания независимости при сохранении причастности к сообществу.
Если партисипаторные практики - результат эволюции формы, то, что, если прочитать общественное устройство как эстетическую проблему или род социальной хореографии? Можно ли разрешить вопрос субъект-объектных, субъект-субъектных и, наконец, объект-объектных отношений? Почему партисипатрное общество - утопия наших дней, и можно ли высчитать общественное благо?»
— Юлия Лежнина и Иван Смекалин, кураторы курса.
Программа носит междисциплинарный характер.
Курс предполагает работу на занятиях, а также самостоятельную работу.
Ведущие курса
ЮЛИЯ
ЛЕЖНИНА
Независимая исследовательница
.jpg)
Преподавательница, независимая исследовательница, куратор; выпускница факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Автор курсов «Курирование: от профессиональной практики к культурной политике» и «Искусство&неолиберализм» (в соавторстве). Среди академических интересов: социальные практики в современном искусстве, кураторская этика, критика партисипации и партисипаторное общество, неолиберальная субъективность и практики себя, дематериализация труда
ИВАН
СМЕКАЛИН
Независимый исследователь

Аналитик в некоммерческом секторе; выпускник Высшей школы экономики и Высшей школы социальных наук Парижа. Преподавал на курсе по оценке проектов социального предпринимательства и проводил консультации по оценке социального воздействия. Среди исследовательских интересов: гражданское общество и активизм, а также методы оценки социального воздействия. Релевантные публикации можно посмотреть по ссылке.
Занятия проходят в формате вебинара
по средам и воскресеньям в 19:00 по московскому времени.
Длительность занятий — от 2 до 4 ак. часов.
Каждое занятие записывается,
запись будет доступна для участни_ц курса.
Курс предполагает работу на занятиях, самостоятельную работу и проверку домашних заданий.
Программа
Темы курса
Теория
-
[Современное] искусство: между автономией и гетерономией (основы теории и философии искусства)
-
Культурная политика: Европа, США, СССР, Россия (обзор проектов)
-
Против партисипации («Против интерпретации» Зонтаг)
Практика
-
Измерение как социальная практика
-
Дерево проблем: причинно-следственные цепочки для разработки видения социальной миссии проекта
-
Карта изменений и лестница социального воздействия
-
Разработка показателей изменений: мониторинг и оценка
Модуль I
ТЕОРИЯ
[Современное] искусство: между автономией и гетерономией
(основы теории и философии искусства)
-
L'art pour l'art. Утилитарное искусство. Gesamtkunstwerk. [Социальный] мимесис.
-
Авангардный проект. Жизнестроительство. Социальная скульптура. "Эстетика взаимоотношений". Третье место.
-
Повороты в искусстве и философии. Нематериальное искусство. Нонспектакулярное искусство.
-
Культурная индустрия.
ПРАКТИКА
Измерение как социальная практика
-
Постановка проблемы измерения социального воздействия: функции и эффекты инструментов оценки в производстве социального
-
Продолжение разговора о социальном аспекте инструментов оценки: основные исследовательские подходы к исследованию инструментов оценки
-
Инструменты оценки как структурирование рынка
-
Грантовые конкурсы как системы оценки
Модуль II
ТЕОРИЯ
Культурная политика: Европа, США, СССР, Россия (обзор проектов)
-
Институциональная критика.
-
Искусство трансгрессии.
-
Публичное искусство. Социальные практики.
-
Почему не было великих художниц. Движение против HIV/AIDS.
-
Тактические медиа. Искусство в Интернете. Постконцептуальное искусство.
-
Социальные практики. Социальный поворот. Образовательный поворот. Этический поворот. Кураторская этика. Курирование и дискурс заботы: я и Другой.
ПРАКТИКА
Измерение как проект
-
Зачем измерять социальное воздействие: роль и функции измерения для проекта
-
Обзор методологических подходов к оценке: IRIS+, IMP, SROI, 3ie
-
Теория изменений: общая рамка подхода
-
Дерево проблем: причинно-следственные цепочки для разработки видения социальной миссии проекта
-
Карта изменений и лестница социального воздействия
-
Разработка показателей изменений: мониторинг и оценка
Модуль III
ТЕОРИЯ
Против партисипации («Против интерпретации» Зонтаг)
-
Каждый человек-художник/куратор/предприниматель [самого себя]. Неолиберальный субъект.
-
Идеология участия и политики зрительства. Партисипаторность-иммерсивность-интерактивность. От зрителя - к юзеру. Сети искусства. Миф о горизонтальности.
-
Партисипаторное общество. «Режимы вовлеченности». Субъект-объектные, субъект-субъектные, объект-объектные отношения.
ПРАКТИКА
Измерение как метод
-
Интервью
-
Опрос
-
Контрибутивная оценка
ИТОГ КУРСА
Описание инструмента оценки и управления из выбранного кейса социального проекта, оформление мер мониторинга и оценки для оценки социального воздействия проекта, а также составление гайдов для сбора данных.
А также —
критическое осмысление практики участия в широком контексте (от современного искусства до медиа), формирование представления о междисциплинарном подходе в теоретических исследованиях культуры/искусства, а также способность использовать его применительно к анализу настоящего состояния культурной индустрии.
УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ
Необходимо выполнить вступительные задания:
1. Описание социального проекта, над которым вы работали или планируете работать, или отзыв на существующий/реализованный проект в сфере, в которой вы работаете или планируете работать.
не более двух страниц текста
2. Мотивационное письмо
короткий рассказ о том, почему вы хотите учиться на курсе «Измерение изменения», включающий: область ваших интересов, “проблемные зоны” и ожидания от выбранного курса.
не более одной страницы текста