«Измерение изменения». Философское и социологическое измерение социальных
и художественных проектов.
Онлайн-курс
по внедрению теории изменений в некоммерческий проект.
Продолжительность курса:
3 месяца
Начало занятий:
По набору группы
Формат курса:
онлайн занятия 2 раза в неделю
Стоимость обучения:
22 000 рублей*
*19 000 рублей при подаче заявки до 31.01.2024
«Измерение изменения: философское и социологическое измерение социальных и художественных проектов» — это курс, направленный на приобретение навыков критического анализа социокультурного проекта в контексте медиа и современного искусства, а также количественного и качественного измерения его результатов.
В теоретической части курса будут пройдены основы теории и философии искусства с акцентом на культурную политику и критику партисипации. В практической части будет проводиться измерение социальных изменений как социальная практика, проект и метод — инструмент оценки и управления социальным проектом.
В процессе прохождения курса участни_цы научатся разрабатывать оценочные меры и гайды сбора данных для измерения социального импакта проекта, а также сформируют компетенции, достаточные для написания критического отзыва (обоснования актуальности) на собственный проект или проект коллеги.
Курс будет полезен будущим и действующим сотрудникам НКО, активистам, социальным предпринимателям, работникам культуры, практикующим кураторам, желающим научиться оценивать собственные проекты с точки зрения отложенного социального эффекта и таким образом настраивать свой проект в соответствии с его целями и задачами еще на этапе формирования.
После прохождения курса будет выдано удостоверение о повышении квалификации, которое в том числе может свидетельствовать о повышении квалификации по специальности «Культурология».
Программа носит междисциплинарный характер.
Курс предполагает работу на занятиях, а также самостоятельную работу.
Ведущие курса
ЮЛИЯ
ЛЕЖНИНА
Независимая исследовательница
Преподавательница, независимая исследовательница, куратор; выпускница факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Автор курсов «Курирование: от профессиональной практики к культурной политике» и «Искусство&неолиберализм» (в соавторстве). Среди академических интересов: социальные практики в современном искусстве, кураторская этика, критика партисипации и партисипаторное общество, неолиберальная субъективность и практики себя, дематериализация труда
ИВАН
СМЕКАЛИН
Независимый исследователь
Аналитик в некоммерческом секторе; выпускник Высшей школы экономики и Высшей школы социальных наук Парижа. Преподавал на курсе по оценке проектов социального предпринимательства и проводил консультации по оценке социального воздействия. Среди исследовательских интересов: гражданское общество и активизм, а также методы оценки социального воздействия. Релевантные публикации можно посмотреть по ссылке.
Занятия проходят в формате вебинара по четвергам
в 19:00 и воскресеньям в 12:00 по московскому времени.
Длительность занятий — от 2 до 4 ак. часов.
Каждое занятие записывается,
запись будет доступна для участни_ц курса.
Курс предполагает работу
на занятиях, самостоятельную работу и проверку домашних заданий.
Программа
Темы курса
Теория
-
[Современное] искусство: между автономией и гетерономией (основы теории и философии искусства)
-
Культурная политика: Европа, США, СССР, Россия (обзор проектов)
-
Против партисипации («Против интерпретации» Зонтаг)
Практика
-
Измерение как социальная практика
-
Дерево проблем: причинно-следственные цепочки для разработки видения социальной миссии проекта
-
Карта изменений и лестница социального воздействия
-
Разработка показателей изменений: мониторинг и оценка
Модуль I
Теория
Под взглядом критики
«Под взглядом теории», Борис Гройс
-
L'art pour l'art. Утилитарное искусство.[Социальный] мимесис. Автономия и гетерономия искусства.
-
Gesamtkunstwerk. Авангардный проект. Жизнестроительство. Социальная скульптура. "Эстетика взаимоотношений". Третье место.
-
Кратчайшее введение в теорию медиа. ”The medium is the message”. Индустрия 4.0.
-
Культурная индустрия. Общество Спектакля. Автор как производитель. Коллективное авторство. Дескиллинг. Делегированный перформанс. Вопрос о подлинности.
Практика
Измерение как социальная практика
-
Постановка проблемы измерения социального воздействия: функции и эффекты инструментов оценки в производстве социального
-
Продолжение разговора о социальном аспекте инструментов оценки: основные исследовательские подходы к исследованию инструментов оценки
-
Инструменты оценки как структурирование рынка
-
Грантовые конкурсы как системы оценки
Модуль II
Теория
Как жить вместе
«Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности»,
Ролан Барт
-
Институциональная критика. Лингвистический/концептуальный поворот. Кураторский поворот.
-
Альтернативные способы бытования искусства. Самоорганизации. Биеннализация.
-
Минимализм. Лэнд-арт. Сайт-специфик. Публичное искусство.
-
Почему не было великих художниц? Движение против HIV/AIDS.
-
Искусство в Интернете. Постконцептуальное искусство. Тактические медиа.
-
Социальные практики. Социальный поворот. Образовательный поворот. Этический поворот. Кураторская этика. Курирование и дискурс заботы: я и Другой. Новый институционализм.
Практика
Измерение как проект
-
Зачем измерять социальное воздействие: роль и функции измерения для проекта
-
Обзор методологических подходов к оценке: IRIS+, IMP, SROI, 3ie
-
Теория изменений: общая рамка подхода
-
Дерево проблем: причинно-следственные цепочки для разработки видения социальной миссии проекта
-
Карта изменений и лестница социального воздействия
-
Разработка показателей изменений: мониторинг и оценка
Модуль III
Теория
Против партисипации
«Против интерпретации», Сьюзан Зонтаг
-
Каждый человек-художник/куратор/предприниматель [самого себя]. Неолиберальный субъект. Жизнь как произведение искусства. Нематериальное производство. Прекариат. Когнитариат. Проджектариат. Независимый куратор и неолиберальный этос.
-
Идеология участия и политики зрительства. Партисипаторность-иммерсивность-интерактивность.Феномен арт-медиации. От зрителя-к юзеру. Сети искусства. Миф о горизонтальности.
-
Партисипаторное общество. "Режимы вовлеченности". Субъект-объектные, субъект-субъектные, объект-объектные отношения. Коммонизм.
Практика
Измерение как метод
-
Интервью
-
Опрос
-
Контрибутивная оценка
ИТОГ КУРСА
Описание инструмента оценки и управления из выбранного кейса социального проекта, оформление мер мониторинга и оценки для оценки социального воздействия проекта, а также составление гайдов для сбора данных.
А также —
критическое осмысление практики участия в широком контексте (от современного искусства до медиа), формирование представления о междисциплинарном подходе в теоретических исследованиях культуры/искусства, а также способность использовать его применительно к анализу настоящего состояния культурной индустрии.
Приглашенные преподаватели
(список пополняется)
Институциональная критика. Лингвистический/концептуальный поворот. Кураторский поворот
Альтернативные способы бытования искусства. Самоорганизации. Биеннализация
Совмещение художественного и социального контекста в сфере помощи женщинам, пострадавшим от насилия.
Развитие сообщества.
Искусство в общественных и публичных пространствах.
Фасилитация и неформальное образование.
Анастасия Чекрыжова
Независимая кураторка образовательных проектов в искусстве и культуре, бакалавр культурологии, член ICOM, выпускница магистерской программы «Кураторские исследования» факультета Свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета.
Виктор Жданов
Художник и независимый куратор, живет и работает в Москве. Выпускник Белгородского государственного института искусств и культуры по специальности графический дизайн (2015), Института современного искусства «База» (2019) и педагогической магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ (2021). Инициатор Микробиеннале горизонтальных инициатив. Автор текстов для aroundart, Художественного журнала, портала syg.ma. Работы художника находятся в фонде ЦСИ Винзавод и частных коллекциях.
Аня Толстая
Продакт-менеджерка Клуба друзей «Бумаги». Закончила бакалавриат по психологии и магистратуру по кураторским исследованиям факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Есть практический опыт создания или развития нескольких проектов с элементом построения комьюнити: семейный просветительский лекторий, группа поддержки для людей в депрессии, курирование Открытой гостиной Лермонтовки, а также комьюнити- и продакт-менеджмент Клуба друзей «Бумаги».
Альбина Мотор
Практик и исследователь в области искусства в общественных и публичных пространствах (паблик арт, стрит арт и граффити), продюсер художественных и социокультурных проектов проектов, преподаватель и путешественник. Основатель Института исследования стрит-арта (в настоящее время вышла из проекта), инициатор и продюсер международного художественно-урбанистического проекта «Waterfront/Водная линия», организатор международных конференций и форумов.
Анастасия Чуваева
Менеджер проектов «ИНГО. Кризисный Центр для Женщин». Закончила факультет социологии СПбГУ. Анастасия поделится опытом и наработками ИНГО; в частности мы поговорим о совмещении художественного и социального контекста в сфере помощи женщинам, пострадавшим от насилия.
Агата Савелова
Фасилитаторка, тренерка неформального образования с 2015 года, методистка. Проводит тренинги, семинары и онлайн-курсы по работе с группами (для координаторов международных обменов, молодежных программ, НКО, преподавателей). Организует образовательные мероприятия и нетворкинг-ивенты.
УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ
Для участия в курсе необходимо выполнить вступительные задания и заполнить анкету.
1. Описание социального проекта, над которым вы работали или планируете работать, или отзыв на существующий/реализованный проект в сфере, в которой вы работаете или планируете работать.
не более двух страниц текста
2. Мотивационное письмо
короткий рассказ о том, почему вы хотите учиться на курсе «Измерение изменения», включающий: область ваших интересов, “проблемные зоны” и ожидания от выбранного курса.
не более одной страницы текста
Тексты вступительных заданий необходимо загрузить в удобное вам онлайн-хранилище и вставить ссылки на них в соответствующие поля анкеты.
Мы на связи
Задайте нам любой интересующий вас вопрос: