top of page
logo-04.png
Image by Maxim Hopman

«Измерение изменения». Философское и социологическое измерение партисипаторных практик

Онлайн-курс по внедрению

теории изменений

в свой некоммерческий проект.

Продолжительность курса:

3 месяца
Формат курса:

онлайн занятия 2 раза в неделю

Стоимость обучения:

58 000 рублей*

*54 000 рублей при оплате до 15.09.2023

«Измерение изменения: философское и социологическое измерение партисипаторных практик» — это курс, направленный на приобретение навыков критического анализа социокультурного проекта в контексте медиа и современного искусства, а также количественного и качественного измерения его результатов.

 

В теоретической части курса будут пройдены основы теории и философии искусства с акцентом на культурную политику и критику партисипации. В практической части будет проводиться измерение социальных изменений как социальная практика, проект и метод — инструмент оценки и управления социальным проектом.

В процессе прохождения курса участни_цы научатся разрабатывать оценочные меры и гайды сбора данных для измерения социального импакта проекта, а также сформируют компетенции, достаточные для написания критического отзыва (обоснования актуальности) на собственный проект или проект коллеги.

Курс будет полезен будущим и действующим сотрудникам НКО, активистам, социальным предпринимателям, работникам культуры, практикующим кураторам, желающим научиться оценивать собственные проекты с точки зрения отложенного социального эффекта и таким образом настраивать свой проект в соответствии с его целями и задачами еще на этапе формирования.

 

После прохождения курса будет выдано удостоверение о повышении квалификации, которое в том числе может свидетельствовать о повышении квалификации по специальности «Культурология».

 

«В теории искусства принято говорить об автономии (l'art pour l'art, искусство-для-себя) и гетерономии (fait social, общественная сущность искусства): на протяжении XX-XXI вв. мы можем наблюдать, как модернистское искусство и культ гения сменились культом коллективного авторства и ангажированного искусства.

Ролан Барт в курсе лекций "Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности" вводит понятие "идиорритмия"; это практика удержания независимости при сохранении причастности к сообществу.

Если партисипаторные практики - результат эволюции формы, то, что, если прочитать общественное устройство как эстетическую проблему или род социальной хореографии? Можно ли разрешить вопрос субъект-объектных, субъект-субъектных и, наконец, объект-объектных отношений? Почему партисипатрное общество - утопия наших дней, и можно ли высчитать общественное благо?»

 

— Юлия Лежнина и Иван Смекалин, кураторы курса.

 

Программа носит междисциплинарный характер.

 

Курс предполагает работу на занятиях, а также самостоятельную работу.

Ведущие курса

ЮЛИЯ
ЛЕЖНИНА

Независимая исследовательница

-5294193971901353322_121 (1).jpg

Преподавательница, независимая исследовательница, куратор; выпускница факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Автор курсов «Курирование: от профессиональной практики к культурной политике» и «Искусство&неолиберализм» (в соавторстве). Среди академических интересов: социальные практики в современном искусстве, кураторская этика, критика партисипации и партисипаторное общество, неолиберальная субъективность и практики себя, дематериализация труда

ИВАН
СМЕКАЛИН

Независимый исследователь

1qfr31dyrtpfkldbna140v7zxty3q6ls.jpg

Аналитик в некоммерческом секторе; выпускник Высшей школы экономики и Высшей школы социальных наук Парижа. Преподавал на курсе по оценке проектов социального предпринимательства и проводил консультации по оценке социального воздействия. Среди исследовательских интересов: гражданское общество и активизм, а также методы оценки социального воздействия. Релевантные публикации можно посмотреть по ссылке.

Занятия проходят в формате вебинара

по средам и воскресеньям в 19:00 по московскому времени.

Длительность занятий — от 2 до 4 ак. часов.

Каждое занятие записывается,

запись будет доступна для участни_ц курса.

Курс предполагает работу на занятиях, самостоятельную работу и проверку домашних заданий.

Программа

Темы курса

Теория

  • [Современное] искусство: между автономией и гетерономией (основы теории и философии искусства)

  • Культурная политика: Европа, США, СССР, Россия (обзор проектов)

  • Против партисипации («Против интерпретации» Зонтаг)

Практика

  • Измерение как социальная практика

  • Дерево проблем: причинно-следственные цепочки для разработки видения социальной миссии проекта

  • Карта изменений и лестница социального воздействия

  • Разработка показателей изменений: мониторинг и оценка

Модуль I

ТЕОРИЯ

[Современное] искусство: между автономией и гетерономией

(основы теории и философии искусства)

  • L'art pour l'art. Утилитарное искусство. Gesamtkunstwerk. [Социальный] мимесис.

  • Авангардный проект. Жизнестроительство. Социальная скульптура. "Эстетика взаимоотношений". Третье место.

  • Повороты в искусстве и философии. Нематериальное искусство. Нонспектакулярное искусство.

  • Культурная индустрия.

ПРАКТИКА

Измерение как социальная практика

  • Постановка проблемы измерения социального воздействия: функции и эффекты инструментов оценки в производстве социального

  • Продолжение разговора о социальном аспекте инструментов оценки: основные исследовательские подходы к исследованию инструментов оценки

  • Инструменты оценки как структурирование рынка

  • Грантовые конкурсы как системы оценки

Модуль II

ТЕОРИЯ

Культурная политика: Европа, США, СССР, Россия (обзор проектов)

  • Институциональная критика.

  • Искусство трансгрессии.

  • Публичное искусство. Социальные практики.

  • Почему не было великих художниц. Движение против HIV/AIDS.

  •  Тактические медиа. Искусство в Интернете. Постконцептуальное искусство.

  • Социальные практики. Социальный поворот. Образовательный поворот. Этический поворот. Кураторская этика. Курирование и дискурс заботы: я и Другой.

ПРАКТИКА

Измерение как проект

  • Зачем измерять социальное воздействие: роль и функции измерения для проекта

  • Обзор методологических подходов к оценке: IRIS+, IMP, SROI, 3ie

  • Теория изменений: общая рамка подхода

  • Дерево проблем: причинно-следственные цепочки для разработки видения социальной миссии проекта

  • Карта изменений и лестница социального воздействия

  • Разработка показателей изменений: мониторинг и оценка

 ​

Модуль III

ТЕОРИЯ

Против партисипации («Против интерпретации» Зонтаг)

  • Каждый человек-художник/куратор/предприниматель [самого себя]. Неолиберальный субъект.

  • Идеология участия и политики зрительства. Партисипаторность-иммерсивность-интерактивность. От зрителя - к юзеру. Сети искусства. Миф о горизонтальности.

  • Партисипаторное общество. «Режимы вовлеченности». Субъект-объектные, субъект-субъектные, объект-объектные отношения.

ПРАКТИКА

Измерение как метод

  • Интервью

  • Опрос

  • Контрибутивная оценка

 ​

ИТОГ КУРСА

Описание инструмента оценки и управления из выбранного кейса социального проекта, оформление мер мониторинга и оценки для оценки социального воздействия проекта, а также составление гайдов для сбора данных.

А также —

критическое осмысление практики участия в широком контексте (от современного искусства до медиа), формирование представления о междисциплинарном подходе в теоретических исследованиях культуры/искусства, а также способность использовать его применительно к анализу настоящего состояния культурной индустрии.

УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

Необходимо выполнить вступительные задания:

1. Описание социального проекта, над которым вы работали или планируете работать, или отзыв на существующий/реализованный проект в сфере, в которой вы работаете или планируете работать.

не более двух страниц текста

2. Мотивационное письмо

короткий рассказ о том, почему вы хотите учиться на курсе «Измерение изменения», включающий: область ваших интересов, “проблемные зоны” и ожидания от выбранного курса.

не более одной страницы текста

bottom of page