top of page
logo-04.png
Image by Maxim Hopman

«Измерение изменения». Философское и социологическое измерение социальных
и художественных проектов.

Онлайн-курс

по внедрению теории изменений в некоммерческий проект.

Продолжительность курса:

3 месяца

Начало занятий:

По набору группы

Формат курса:

онлайн занятия 2 раза в неделю

Стоимость обучения:

22 000 рублей*

*19 000 рублей при подаче заявки до 31.01.2024

«Измерение изменения: философское и социологическое измерение социальных и художественных проектов» — это курс, направленный на приобретение навыков критического анализа социокультурного проекта в контексте медиа и современного искусства, а также количественного и качественного измерения его результатов.

 

В теоретической части курса будут пройдены основы теории и философии искусства с акцентом на культурную политику и критику партисипации. В практической части будет проводиться измерение социальных изменений как социальная практика, проект и метод — инструмент оценки и управления социальным проектом.

В процессе прохождения курса участни_цы научатся разрабатывать оценочные меры и гайды сбора данных для измерения социального импакта проекта, а также сформируют компетенции, достаточные для написания критического отзыва (обоснования актуальности) на собственный проект или проект коллеги.

Курс будет полезен будущим и действующим сотрудникам НКО, активистам, социальным предпринимателям, работникам культуры, практикующим кураторам, желающим научиться оценивать собственные проекты с точки зрения отложенного социального эффекта и таким образом настраивать свой проект в соответствии с его целями и задачами еще на этапе формирования.

 

После прохождения курса будет выдано удостоверение о повышении квалификации, которое в том числе может свидетельствовать о повышении квалификации по специальности «Культурология».

 

Программа носит междисциплинарный характер.

 

Курс предполагает работу на занятиях, а также самостоятельную работу.

Для кого этот курс
Описание курса
Прямая речь

Ведущие курса

Кураторы
ЮЛИЯ
ЛЕЖНИНА

Независимая исследовательница

-5294193971901353322_121 (1).jpg

Преподавательница, независимая исследовательница, куратор; выпускница факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Автор курсов «Курирование: от профессиональной практики к культурной политике» и «Искусство&неолиберализм» (в соавторстве). Среди академических интересов: социальные практики в современном искусстве, кураторская этика, критика партисипации и партисипаторное общество, неолиберальная субъективность и практики себя, дематериализация труда

ИВАН
СМЕКАЛИН

Независимый исследователь

1qfr31dyrtpfkldbna140v7zxty3q6ls.jpg

Аналитик в некоммерческом секторе; выпускник Высшей школы экономики и Высшей школы социальных наук Парижа. Преподавал на курсе по оценке проектов социального предпринимательства и проводил консультации по оценке социального воздействия. Среди исследовательских интересов: гражданское общество и активизм, а также методы оценки социального воздействия. Релевантные публикации можно посмотреть по ссылке.

Занятия проходят в формате вебинара по четвергам

в 19:00 и воскресеньям в 12:00 по московскому времени.

Длительность занятий — от 2 до 4 ак. часов.

 

Каждое занятие записывается,

запись будет доступна для участни_ц курса.

Курс предполагает работу

на занятиях, самостоятельную работу и проверку домашних заданий.

Как проходят занятия
Расписание

Программа

Программа

Темы курса

Теория

  • [Современное] искусство: между автономией и гетерономией (основы теории и философии искусства)

  • Культурная политика: Европа, США, СССР, Россия (обзор проектов)

  • Против партисипации («Против интерпретации» Зонтаг)

Практика

  • Измерение как социальная практика

  • Дерево проблем: причинно-следственные цепочки для разработки видения социальной миссии проекта

  • Карта изменений и лестница социального воздействия

  • Разработка показателей изменений: мониторинг и оценка

Модуль I

Теория

Под взглядом критики

«Под взглядом теории», Борис Гройс

  • L'art pour l'art. Утилитарное искусство.[Социальный] мимесис. Автономия и гетерономия искусства.

  • Gesamtkunstwerk. Авангардный проект. Жизнестроительство. Социальная скульптура. "Эстетика взаимоотношений". Третье место.

  • Кратчайшее введение в теорию медиа. ”The medium is the message”. Индустрия 4.0.

  • Культурная индустрия. Общество Спектакля. Автор как производитель. Коллективное авторство. Дескиллинг. Делегированный перформанс. Вопрос о подлинности.

Практика

Измерение как социальная практика

  • Постановка проблемы измерения социального воздействия: функции и эффекты инструментов оценки в производстве социального

  • Продолжение разговора о социальном аспекте инструментов оценки: основные исследовательские подходы к исследованию инструментов оценки

  • Инструменты оценки как структурирование рынка

  • Грантовые конкурсы как системы оценки

Модуль II

Теория

Как жить вместе

«Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности», 

Ролан Барт

  • Институциональная критика. Лингвистический/концептуальный поворот. Кураторский поворот.

  • Альтернативные способы бытования искусства. Самоорганизации. Биеннализация.

  • Минимализм. Лэнд-арт. Сайт-специфик. Публичное искусство.

  • Почему не было великих художниц? Движение против HIV/AIDS.

  • Искусство в Интернете. Постконцептуальное искусство. Тактические медиа.

  • Социальные практики. Социальный поворот. Образовательный поворот. Этический поворот. Кураторская этика. Курирование и дискурс заботы: я и Другой. Новый институционализм.

Практика

Измерение как проект

  • Зачем измерять социальное воздействие: роль и функции измерения для проекта

  • Обзор методологических подходов к оценке: IRIS+, IMP, SROI, 3ie

  • Теория изменений: общая рамка подхода

  • Дерево проблем: причинно-следственные цепочки для разработки видения социальной миссии проекта

  • Карта изменений и лестница социального воздействия

  • Разработка показателей изменений: мониторинг и оценка

Модуль III

Теория

Против партисипации

«Против интерпретации», Сьюзан Зонтаг

  • Каждый человек-художник/куратор/предприниматель [самого себя]. Неолиберальный субъект. Жизнь как произведение искусства. Нематериальное производство. Прекариат. Когнитариат. Проджектариат. Независимый куратор и неолиберальный этос.

  • Идеология участия и политики зрительства. Партисипаторность-иммерсивность-интерактивность.Феномен арт-медиации. От зрителя-к юзеру. Сети искусства. Миф о горизонтальности.

  • Партисипаторное общество. "Режимы вовлеченности". Субъект-объектные, субъект-субъектные, объект-объектные отношения. Коммонизм.

Практика

Измерение как метод

  • Интервью

  • Опрос

  • Контрибутивная оценка

ИТОГ КУРСА

Описание инструмента оценки и управления из выбранного кейса социального проекта, оформление мер мониторинга и оценки для оценки социального воздействия проекта, а также составление гайдов для сбора данных.

А также —

критическое осмысление практики участия в широком контексте (от современного искусства до медиа), формирование представления о междисциплинарном подходе в теоретических исследованиях культуры/искусства, а также способность использовать его применительно к анализу настоящего состояния культурной индустрии.

Приглашенные

Приглашенные преподаватели

(список пополняется)

Анастасия Чекрыжова

Независимая кураторка образовательных проектов в искусстве и культуре, бакалавр культурологии, член ICOM, выпускница магистерской программы «Кураторские исследования» факультета Свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета.

Виктор Жданов

Художник и независимый куратор, живет и работает в Москве. Выпускник Белгородского государственного института искусств и культуры по специальности графический дизайн (2015), Института современного искусства «База» (2019) и педагогической магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ (2021). Инициатор Микробиеннале горизонтальных инициатив. Автор текстов для aroundart, Художественного журнала, портала syg.ma. Работы художника находятся в фонде ЦСИ Винзавод и частных коллекциях.

Аня Толстая

Продакт-менеджерка Клуба друзей «Бумаги». Закончила бакалавриат по психологии и магистратуру по кураторским исследованиям факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Есть практический опыт создания или развития нескольких проектов с элементом построения комьюнити: семейный просветительский лекторий, группа поддержки для людей в депрессии, курирование Открытой гостиной Лермонтовки, а также комьюнити- и продакт-менеджмент Клуба друзей «Бумаги».

Альбина Мотор

Практик и исследователь в области искусства в общественных и публичных пространствах (паблик арт, стрит арт и граффити), продюсер художественных и социокультурных проектов проектов, преподаватель и путешественник. Основатель Института исследования стрит-арта (в настоящее время вышла из проекта), инициатор и продюсер международного художественно-урбанистического проекта «Waterfront/Водная линия», организатор международных конференций и форумов.

Анастасия Чуваева

Менеджер проектов «ИНГО. Кризисный Центр для Женщин». Закончила факультет социологии СПбГУ. Анастасия поделится опытом и наработками ИНГО; в частности мы поговорим о совмещении художественного и социального контекста в сфере помощи женщинам, пострадавшим от насилия.

Агата Савелова

Фасилитаторка, тренерка неформального образования с 2015 года, методистка. Проводит тренинги, семинары и онлайн-курсы по работе с группами (для координаторов международных обменов, молодежных программ, НКО, преподавателей). Организует образовательные мероприятия и нетворкинг-ивенты.

УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

Для участия в курсе необходимо выполнить вступительные задания и заполнить анкету.

1. Описание социального проекта, над которым вы работали или планируете работать, или отзыв на существующий/реализованный проект в сфере, в которой вы работаете или планируете работать.

не более двух страниц текста

2. Мотивационное письмо

короткий рассказ о том, почему вы хотите учиться на курсе «Измерение изменения», включающий: область ваших интересов, “проблемные зоны” и ожидания от выбранного курса.

не более одной страницы текста

Тексты вступительных заданий необходимо загрузить в удобное вам онлайн-хранилище и вставить ссылки на них в соответствующие поля анкеты.

Условия поступления
Задать вопрос

Мы на связи

Задайте нам любой интересующий вас вопрос:

Спасибо! Скоро мы Вам ответим.

bottom of page