КАК И ЗАЧЕМ ПОКАЗЫВАТЬ КИНО
СОВРЕМЕННОЕ
КУРАТОРСТВО
И МЕНЕДЖМЕНТ
КИНОПОКАЗОВ,
КИНОПРОГРАММ
И КИНОФЕСТИВАЛЕЙ
Продолжительность курса:
3 месяца
Срок приема заявок (первая волна):
19 августа 2022
Срок приема заявок (вторая волна):
19 сентября 2022
Начало занятий:
1 октября 2022
Формат курса:
онлайн занятия 3 раза в неделю
Стоимость обучения:
20 000 в месяц
Документ о прохождении курса:
диплом о профессиональной переподготовке*
Как и зачем показывать кино. Современное кураторство и менеджмент кинопоказов, кинопрограмм и кинофестивалей.
Это курс о том, как создавать кураторские проекты, в которых кинематограф и аудиовизуальные искусства играют центральную роль.
Курс является введением в профессию куратора, программера и продюсера различных кинопроектов.
В этом курсе мы понимаем кураторский проект как историю, рассказанную
с помощью фильмов и других аудиовизуальных произведений. Историю, которая создает новый опыт для зрителей, открыта различным интерпретациям, вызывает различные ассоциации, провоцирует альтернативные точки зрения.
Курс состоит из двух постоянных программ и серии мастер-классов приглашенных преподавателей, кураторов, кинокритиков и фестивальных отборщиков.
Первая программа — «Кураторство и менеджмент», на ней студент_ы получат знания и практические навыки работы над каждым этапом создания проекта: от выбора темы и формулирования концепции до основ маркетинга и технических вопросов организации кинопоказов.
Вторая — «Методология истории кино» Ирины Марголиной и Алисы Насртдиновой, она даст подробное представление о том, как за время существования кинематографа развивалась кино-ведческая и -критическая мысль в мировой культуре, и соответственно — показывает ширину спектра оптики, через которую куратор_ может смотреть на предмет своей работы.
Кроме того, эта программа направлена на развитие критического мышления и навыков письма.
В конце курса проходит защита дипломных работ — индивидуальных авторских кураторских проектов (выставок, фестивалей, программ etc). Успешно прошедшим процедуру защиты выдается диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Менеджер культурных проектов
в сфере кино и других аудиовизуальных искусств».
*(в случае, если у обучающе_гося есть оконченное высшее или средне-специальное образование).
Куратор курса,
автор и ведущая программы
«Кураторство и менеджмент»
АЛЕКСАНДРА
АХМАДЩИНА
Куратор и продюсер
В 2009 году окончила Смольный институт свободных искусств и наук и начала заниматься организацией различных событий, связанных с кино: международных фестивалей, ретроспектив, премьерных показов, академических конференций и выставок. Сначала в Международном фестивальном агентстве Tour de Film, потом в журнале «Сеанс», потом в Культурно-выставочном центре «Ленфильм», а теперь — в кинопрокатной компании «Про:взгляд».
До 2022 г. была куратором секции «Кино» Санкт‐Петербургского международного культурного форума (с 2014 г.), исполнительным продюсером Международного кинофестиваля им. А. Тарковского «Зеркало» (с 2018 г.), креативным продюсером Международного фестиваля научных и образовательных фильмов «Мир знаний» (с 2019 г.).
Из любимых реализованных проектов:
-
первая в России ретроспектива фильмов нуар (2011 г., киноцентр «Родина», еще на 35 мм);
-
выставка «Прибытие кино в Россию (2015 г., Музей Фаберже);
-
первые Балабановские чтения (2015 г., СПб, Москва) и вторые Балабановские чтения (2017., СПб, Москва, Екатеринбург);
-
выставка и ретроспектива Гая Мэддина в рамках фестиваля
«Послание к человеку» (2016 г., Музей сновидений Фрейда, Великан-парк);
-
коллоквиум ФИПРЕССИ, посвященный российскому кинематографу (2017 г. и 2019 г., Ленфильм);
-
программа «Советский экспрессионизм» в Мюнхенском музее кино (2019 г., Мюнхен);
-
проект к 100-летию Криса Маркера, включивший в себя ретроспективу, выставку и международную конференцию (2021 г., Ленфильм);
-
мультимедийная выставка концерт «SCHNITTKE LIVE (E+U);
-
оркестр громкоговорителей» (2021 и 2022 г., первый павильон киностудии «Ленфильм», ДК «Рассвет», Новая сцена Александринского театра)
Авторы и ведущие программы
«Методология истории кино»
ИРИНА
МАРГОЛИНА
Киновед, кинокритик,
историк кино
Автор ряда статей в журналах «Сеанс», «Киноведческие записки», «НЛО»,
а также в зарубежном издании Montage AV.
Читала авторские курсы по истории и теории кино во ВШРиС в Санкт-Петербурге,
а также участвовала в цикле лекций в рамках образовательного проекта «Чапаев».
На данный момент курирует сообщество «Кино» на платформе Яндекс.Кью и ведёт подкаст «Порядок снов».
В центре научных интересов — цвет в кинематографе разных лет: от кино аттракционов 1900-х до современности.
АЛИСА
НАСРТДИНОВА
Киноархивистка, киноведка, кураторка
Закончила магистратуру ЕУ СПб, аспирантуру РИИИ.
Большую часть профессиональной жизни была связана с киноархивом,
с научным отделом Госфильмофонда России.
Работала в команде фестиваля архивного кино «Белые Столбы» и фестиваля документального кино о современной культуре
Beat Film Festival, была программным директором I Московского международного фестиваля архивного кино.
Курировала программу Конференции по киноведению и архивному делу в кино, образовательную программу просветительского проекта «Резиденции 2022»
в Госфильмофонде.
Участвовала в создании коллективной монографии
о множественности версий в кино (Le Film pluriel, Universite Sorbonne Nouvelle)
и путеводителя по историческим кинотеатрам Москвы (Москино);
Отбирала материал для монтажного фильма («Москва 1941-1945. Хроники будней»), публиковалась в «Киноведческих записках», журнале «Сеанс».
Программа
Занятия проходят в формате
вебинаров (онлайн) по вторникам и пятницам
с 19:00 до 22:30
и по воскресеньям с 14:00 до 17:30
(по московскому времени)
Кураторство и менеджмент
-
Кинотеатральный и фестивальный прокат в России и мире
-
Типология кинопроектов (форматы, площадки, аудитории и тд)
-
Кураторский кинопроект: выбор темы и разработка концепции
-
Кураторский кинопроект за пределами кинозала: сайд-программирование и коллаборации
-
Каналы коммуникации с аудиторией: работа с текстом, pr, smm
-
Дизайн как канал коммуникации
-
Формирование команды и календарного плана, основы авторского права
-
Бюджетирование и работа с внешними источниками финансирования
-
Технические и административные вопросы проведения кинопроектов
-
Как и зачем показывать кино
Приглашенные преподаватели
Краткая история и будущее дистрибуции фильмов.
Как заработать на кинофестивале? Курица или яйцо: контент и продвижение.
Куратор и компромисс. Как показывать экспериментальное кино сегодня.
Рисеч для кинокритиков и журналистов. Публичная речь и презентация проектов.
ПЕРВАЯ ВОЛНА ПРИЕМА ЗАЯВОК — ДО 19 АВГУСТА 2022
РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ БУДЕТ ОБЪЯВЛЕН
НЕ ПОЗДНЕЕ 1 СЕНТЯБРЯ
ВТОРАЯ ВОЛНА ПРИЕМА ЗАЯВОК — ДО 19 СЕНТЯБРЯ 2022
РЕЗУЛЬТАТ ВТОРОЙ ВОЛНЫ БУДЕТ ОБЪЯВЛЕН НЕ ПОЗДНЕЕ 24 СЕНТЯБРЯ
УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ
Участни_ки отбираются на основе творческого конкурса.
Необходимо выполнить вступительные задания:
1. Автобиографическое эссе в свободной форме
не более 1800 знаков
2. Описание проекта, который вы хотели бы сделать
должно включать в себя обоснование актуальности проекта
не более 1800 знаков
3. Мотивационное письмо
короткий рассказ о том, почему вы хотите учиться на курсе
не более 1800 знаков
Подробнее о приглашенных преподавателях
Алиса Таёжная
Кинокритик, лектор и журналистка
Писала для изданий The Village, Wonderzine, Афиша Daily, Искусство кино, Esquire, The Blueprint, PБК, СЕАНС, Forbes, Утопия, и других. Автор телеграм-канала «один раз увидеть».
Окончила Высшую школу экономики и Открытую школу Манеж/МедиаАртЛаб, училась в Королевской академии искусств в Гааге и Институте «База».
Выступала с лекциями о современном кино и культуре на кинофестивалях
и в культурных институциях: Bang Bang Education, Антиуниверситет,
Московская школа кино, Москино, ММОМА, «Иллюзион», Garage Screen, «Пионер», ЦДК, Каро.Арт, Школа искусств и креативных индустрий.
Олег Березин
Основатель и генеральный директор АО «Невафильм»
Учредитель и директор Высшей школы киноинженеров
Родился 20 июля 1967 года в г. Печора, Коми АССР
Имеет два высших образования по специальностям инженер аудиовизуальной техники и экономист-исследователь.
С 1992 года по настоящее время основатель и генеральный директор АО «Невафильм».
С 2015 года – учредитель и директор ЧОУ ДПО «Высшая школа киноинженеров»
Общественная и профессиональная деятельность:
C 2016 г. Председатель российской секции Общества инженеров кино и телевидения
(SMPTE), член редколлегии журнала “Мир техники кино”, член Совета Директоров
European Digital Cinema Forum (Нидерланды), член Наблюдательного совета всемирной ассоциации кинотеатров Global Cinema Federation (GCF), США
и член Технологического комитета международной ассоциации кинотеатров UNIC, Бельгия.
С 2017 года по февраль 2022 года Председатель Ассоциации
владельцев кинотеатров.
Ведет активную исследовательскую, научную, преподавательскую
и просветительскую деятельность в области технологий и экономики современного кинотеатрального показа.
В 2007 году удостоен премии «За достижения в кинобизнесе» Форума Кино Экспо за вклад в развитие цифрового кинопоказа в России.
В 2011 и в 2016 годах журналом «Кинобизнес Сегодня» признан
«Человеком года в кинобизнесе»
Автор монографии «Большие циклы и конъюнктура рынка кинотеатрального показа»,
СПб, 2014 г.
Алена Бочарова
Куратор, коуч
Со-основательница одного из ключевых международных кинофестивалей в России Beat Film Festival и агентства Beat Films, куратор образовательной программы «Connect: Креативное предпринимательство для женщин» Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве и Universal University, коуч и ментор в креативных индустриях.
Михаил Железников
Режиссер и куратор
Родился в Ленинграде в 1972 году.
Закончил СПбГИКиТ.
Делал сюжеты для ARTE и YLE, снимал фильмы для СПб
Студии документальных фильмов.
С 2011 года курирует конкурсную программу экспериментальных фильмов In Silico на МКФ «Послание к Человеку».
С 2012 по 2015 год - программный директор МКФ «Послание к Человеку».
С 2012 года — один из организаторов и кураторов фестиваля экспериментальных фильмов Kinodot.
С 2015 по 2019 год преподавал в СПбГИК, с 2016 по 2021 в Санкт-Петербургской школе нового кино, с 2019 года ведет мастерскую неигрового кино в СПБГИКиТ.
Борис Нелепо
Кинокритик, куратор, фестивальный отборщик
Постоянный автор журнала «Сеанс».
Провел ретроспективы Марлена Хуциева (Локарно, Мар-дель-Плата, Мехико, Лиссабон), Желимира Жилника (Лиссабон, Санкт-Петербург, Мар-дель-Плата), Пьера Леона (Санкт-Петербург — Новая сцена Александринского театра),
Петера фон Бага (Москва — Центр документального кино),
Веры Хитиловой (Лиссабон).
В «Электротеатре Станиславский» сделал ретроспективу Жака Риветта
и фильма «Out 1» с приездом исполнителя главной роли Жан-Пьера Лео.
В прошлом консультант кинофестиваля в Локарно по российскому кинематографу. В 2016-2022 — программный директор фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня».
Алексей Артамонов
Куратор кинопрограмм и кинокритик
Писал о музыке и кино для «Сеанса», «Искусства кино», «Афиши», Interview Russia, W-O-S, Look At Me, Colta.ru, «КоммерсантЪ-Weekend» и других изданий. Работал пресс-секретарем Государственного центрального музея кино и фестиваля «Послание к человеку», редактором журнала «Сеанс», раздела кино сайта «Теории и практики», сайта syg.ma. Куратор программ для «Медиа Форума» Московского международного кинофестиваля, фестивалей «Послание к человеку» и Lisbon & Sintra Film Festival. С 2019 по 2022 годы — программный директор Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии.
Преподавательский состав находится в процессе формирования, этот раздел будет пополняться!