logo-04.png
DEN_4478.jpg

Лаборатория нового театра

Лаборатория, где изучают театр как живой процесс

Продолжительность курса:

2 года (4 семестра)
Стоимость обучения:

125 000 рублей в семестр

Срок приема заявок:

19 сентября 2022

Срок приема заявок на грант:

19 августа 2022
Начало занятий:

1 октября 2022
Формат курса:

офлайн занятия 5 раз в неделю

Документ о прохождении курса:

диплом

о профессиональной переподготовке*

Лаборатория нового театра – это место, где будущие режиссеры и актеры изучают театр как живой процесс

и научаются практическим навыкам постановки современного спектакля и работы над ролью. 

В процессе обучения студенты исследуют возможности театра в различных направлениях, ситуациях и контекстах

от авангарда до архаики, от работы в сценическом пространстве до сайтспецифических проектов,

от событийно-действенного анализа

до партиципаторных, социальных практик и artist research.

Итог обучения – создание каждым студентом своего индивидуального театрального проекта

(спектакль, перформанс, хэппенинг, инсталляция, акция etc.)

 

Курс состоит из постоянной работы с кураторами курса по основной программе и интенсивов с значимыми современными театральными режиссерами и педагогами.

Курс развивает как режиссерские,

так и актерские навыки студентов, включая основы актерского тренинга, сценического движения и сценической речи.

 

Актерское мастерство изучается применимо как к театру,

так и к кино.

Успешно прошедшим процедуру защиты выдается

диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Режиссер театра».

*(в случае, если у обучающе_гося есть оконченное высшее или средне-специальное образование).

Проекты выпускни_ц

Зал3

Независимое театральное пространство в Санкт-Петербурге, открытое выпускниками ЛНТ

Андреем Ровным и Юлией Агеевой

Кроме работ выпускников лаборатории нового театра, в театре показываются спектакли режиссера Алексея Янковского, театра POST, Театра Lusores и др. Также в театральном пространстве проходит образовательная программа «Арт и факт»

и Фестиваль не_весомого театра.


Посттравматический театр

Театральное объединение выпускников ЛНТ Софьи Дымшиц, Николая Воробьева, Марьям Ибрагимовой, Радмилы Аетовой.  

Спектакли, созданные объединением:

«Знак», «Биполярный медведь заходит в бар», (реж. София Дымшиц),

«Язычники», (реж. Николай Воробьев) 

 

ТТО Трое 

Театрально-творческое объединение, образовано в 2021 году выпускниками ЛНТ Андреем Ровным, Константином Моллаевым, Валерией Голубевой.

 Спектакли, созданные объединением: 

гонзо-спектакль «Хантер снаружи» (показывался в театре.doc), 

«Лу» (реж. Валерия Голубева).

 

Другие постановки, созданные во время работы Лаборатории нового театра:

 

«Пусть танцуют белые медведи», «Молодая гвардия» 

(реж. Вероника Бевза), 

«Женщина с моря» (реж. Андрей Ровный)

«Наш Кафка» (Яна Звездочетова, Вероника Бевза, Наталья Губанова, Валентина Бриг, Мария Петрова)

«Елка у Ивановых», (реж. Наталья Губанова)

«Игра в классики» (реж. Мария Петрова) 

 

Также в процессе обучения студент_ки лаборатории работали над эскизами спектаклей по современной детской литературе, пьесам Генрика Ибсена, текстам ОБЭРИУ (Авангард 2.0), эпосу (ПостРагнарёк, Пополь-Вух), создавали видеоработы по современной музыке.

DEN_4536.jpg

Программа

Занятия проходят 5 раз

в неделю по 4 часа
 

 

I семестр

Задача первого семестра - сразу включить студентов в активный творческий процесс.

Для этого мы изучаем авангардные явления XX века, которые создают пространство для максимальной свободы мышления

и креативности.

Эпоха авангарда - это время,

когда был создан язык современного театра.

Вместе со студентами мы проходим пути рождения этих новых возможностей.

Заново создаем современное искусство.

В процессе I семестра на основе текстов и концептов авангардной эпохи студенты создают свои оригинальные перформансы, инсталляции, этюды, манифесты.

 

В результате семестровой работы проводится открытый показ.

Практика: 

- актерский психофизический тренинг

- театр предмета

- основы сценического движения

- современный танец

Теория: 

Введение в теорию современного театра.
Понятие современности применительно к театру. Перформативный поворот и понятие перформативности. Политика театрального пространства. Специфическая материальность спектакля: перформативное пространство, присутствие, звук. Понятие постдраматического театра. Политики зрительства. 

Курс истории и теории перформанса.

Понятие перформативности: Остин, Латур. Социальный перформанс: Гоффман. Гендерный перформанс: Батлер. Ранний перформанс (и “протоперформанс”). Проблемы хронологии и определения границ перформанса. Терминология и классификации. 1950-е  (США, Европа и Япония). 60-е: перформанс это новый черный. Социальные движения и перформанс. Танец и перформанс (США). Перформанс в СССР и странах соцблока (Восточной Европы): другая история перформанса.

II семестр

Второй семестр посвящен работе с драматургией, проходит изучение событийно-действенного анализа и применение

его в работе с драматическими текстами.

 

В процессе семестра студенты анализируют событийный ряд классических пьес и исполняют фрагменты из них.

Делают анализ структур пьес современных авторов.

Итог работы второго семестра - показ эскизов спектаклей по новой драматургии.

Практика: 

- актерский психофизический тренинг

- основы сценического движения.

- работа этюдным методом.

- работа с пространством

- работа с предметом

Теория: 

История западноевропейского театра после II Мировой войны.

Театральная концепция Антонена Арто. Бертольт Брехт: театр и политика. Антропологический театр.

Театр визуального образа. Театр социального действия. Политический театр. Индивидуальные режиссерские системы.

Курс истории и теории перформанса.

Перформанс 1970-х: феминистские перформансы. Перформанс и видео. Архитектура и перформанс. Радикализация. Ритуализация. Музеефикация. Танц-перформанс. Венский акционизм. Предпосылки появления Performance Studies. Перформанс как категория. Институционализация поля. Центры Performance Studies. Ключевые имена. Антропология и этнография в поле PS. Перформативная этнография Виктора Тернера. Рефлексивный поворот в антропологии. Автоэтнография Сторителлинг и устная история. Перформанс как (художественный, исследовательский). Художественные стратегии современного перформанса в России.

Введение в культурную антропологию и фольклористику.

III семестр

Третий семестр посвящен работе

с постдраматическими структурами.

В процессе семестра студенты работают с текстами эпических произведений и текстами песен

рок, рэп и поп групп.

Анализ и сценическое воплощение эпоса современной рэп и рок поэзии требует других подходов, чем драма. Для его реализации будет необходим опыт пост драматического театра и различных способов освоения пространства вне стен театральной коробки. В этом семестре мы изучаем новейшие явления в театре – энвайронмент, партиципаторный, инклюзивный, медиа театр и прочие.

В результате семестровой работы состоится показ фрагментов из эпический произведений и текстов рок и рэп групп в различных нетеатральных пространствах

- от фабрик до сети интернет.

Практика: 

- актерский психофизический тренинг

- работа с пространством

- работа с предметом

- современный танец

Теория: 

Театр России XX века.

Театральные концепции Серебряного века: символистская концепция, «театр для себя» Н. Евреинова. Театральные практики в период революции. Театр 1920-1940-х гг.: театральный футуризм, конструктивистские концепции театра, концепция соцреализма, «бесконфликтный театр».  Театр 1950-1960-х годов: неореализм

в театре, концепция условного театра, переосмысление наследия раннего авангарда. 1970-1980-е. Постмодернистская модель театра и концепция «игрового театра» А. Васильева.

Ридинг-семинары по Performance studies. Роузли Голдберг, Ричард Шехнер, Марвин Карлсон, Амелия Джонс, Пегги Фелан, белл хукс, Дуайт Конкергуд, Клэр Бишоп, Поль Пресьядо, Елена Петровская, Дарья Демехина, Анна Козонина, Дарья Юрийчук.

IV семестр

Задача четвертого семестра - создание авторского проекта каждо_го студент_а.

Здесь аккумулируется весь опыт предыдущих семестров. Тема проекта может быть предложена автором, а может быть выбрана из предыдущих наработок студент_а в течение предыдущих семестров.

Наша задача - помочь студент_у оформить свое театральное высказывание при помощи нашего опыта и ресурсов Лаборатории.

В результате семестровой работы состоится показ индивидуальных проектов студенто_в

(спектаклей, перформансов, инсталляций и т.д.).

Практика: 

Индивидуальная работа с кураторами над дипломными проектами.

Теория: 

Постсоветский театр.

Театр эпохи перестройки: Клим и театр утопии, студийное движение, визуальный и танц-театр, цирк. Театр 2000-х, ключевые имена и явления в репертуарном театре. Движение «Новая драма», Театр.doc. Театр на распутье («этический поворот»): Театр.post и дискурс 60-х, Б. Павлович и социальный театр, политический театр и перформанс.

“Игра”, “исполнение”, “роль”, “актер”, “зритель”, “театр” в гуманитарных науках и философии. Эва Доманска, Йохан Хейзинга, Клиффорд Гирц, Ролан Барт, Мишель Фуко, Геральд Рауниг, Мишель де Серто, Анри Лефевр, Ги Дебор, Дэвид Харви, Жак Рансьер, Кети Чухров, Джудит Батлер, Рози Брайдотти.

НА ЭТОМ КУРСЕ ДЕЙСТВУЕТ ГРАНТОВЫЙ КОНКУРС:
ОДНО МЕСТО НА ОБУЧЕНИЕ НА БЕСПЛАТНОЙ ОСНОВЕ


В ГРАНТОВОМ КОНКУРСЕ АВТОМАТИЧЕСКИ УЧАСТВУЮТ
ВСЕ ЗАЯВКИ, ОТПРАВЛЕННЫЕ ДО 19 АВГУСТА 2022

РЕЗУЛЬТАТЫ ГРАНТОВОГО КОНКУРСА БУДУТ ОБЪЯВЛЕНЫ 22 АВГУСТА 2022 ГОДА
 
DEN_4512.jpg
УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

Участники отбираются на основе творческого конкурса.

Необходимо выполнить вступительные задания:

1. Автобиографическое эссе в свободной форме.

2. Творческие работы на тему выбранного сонета: фото, видео, коллаж, эссе, разбор, прочтение 
без ограничений по форме и объему

3. Описание театрального проекта, над которым

вы хотели бы работать

(спектакль, драматическое действие, перформанс, хэппенинг, инсталляция, акция etc.)  

не более двух страниц текста,

дополнительные материалы по желанию

4. Мотивационное письмо

короткий рассказ о том, почему вы хотите учиться в Лаборатории нового театра

не более одной страницы

 

Подробнее о преподавателях

Александр Савчук

Режиссер, актер, перформер.

Куратор Лаборатории нового театра.

 

Руководитель театра Lusores, Лауреат премий Золотой Софит, Прорыв.

 

Победитель международных театральных фестивалей.

 

Преподаватель СпбГИК 2010-2016. Преподаватель Санкт-Петербургской школы нового кино с 2016.

 

Член жюри фестиваля Рождественский парад с 2014 и Табуретка с 2012.

Павел Смирнов

Театральный и кинопродюсер.

Куратор Лаборатории нового театра.

Театральный и кинопродюсер, президент АНО «КонтАрт».

 

Лауреат премии «Прорыв» (2016 год), как лучший молодой театральный менеджер.

 

Работал над независимыми спектаклями петербургских режиссеров Максима Диденко, Владимира Варнавы, Яны Туминой и других.

 

С 2016 года работает с проектами в области социального театра, включая Петербургскую школу «Инклюзион», образовательный проект «Театр+музей: опыты коммуникаций», проекты, поддержанные Фондом президентских грантов: «Театральные методики в инклюзии. Школа и профессиональный диалог», «Инклюзион. Право на культуру: от потребления к авторству». 

 

Алесандра Дунаева

Театровед, независимый исследователь

Куратор Лаборатории нового театра

Окончила театроведческий факультет Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ, 2009), а также аспирантуру Российского института искусствознания (2013). 

Ведет авторский курс «Современный театр» в РГИСИ.

Пишет о театре для российских и зарубежных профессиональных изданий.

Интересуется теорией и практикой критического письма, теорией театра, социальным театром.

 
Член Российской (АТК) и международной (IATC) ассоциаций театральной критики. Monitoring-person семинаров IATC с 2018 года.

Обладатель «Стипендии СТД РФ для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений» за 2015 и 2017 годы.

Карамзинский стипендиат 2019.

Участница Лаборатории исследований социального театра.

Виктория Евтюхина

Актриса театра и кино, режиссер, педагог актерского мастерства.

В 1994г. окончила Музыкальное училище Санкт-Петербургской Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Артист музыкального театра»,

 

В 1998г. окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, по специальности «Актриса драматического театра и кино»

 

С 2000-2002гг. СПбГАТИ, творческая аспирантура кафедры актерского мастерства (научные руководители Даксбури-Александровская Марина Борисовна (доцент), Грачёва Лариса Вячеславовна (профессор)

 

Преподаватель актерского психофизического тренинга:
 

2000-2005гг. Санкт-Петербургская Государственная академия театрального искусства

«Интер мастер класс»,

2002-2005 гг.«Канон-данс» Школа contemporary dance

 

С 2007 Режиссер-педагог Санкт- Петербургского независимого театра LUSORES.

 

С 2011 Руководитель студии театра LUSORES

С 2019 Преподаватель Санкт-Петербургской Лаборатории нового театра.

 

Участник международных фестивалей и мастер-классов.

Марина Исраилова

Искусствовед, независимая исследовательница и кураторка

Закончила филологический факультет КемГУ (2009) и магистратуру по истории искусств ЕУСПб (2016).

Сокураторка проекта по исследованиям звука «Вслух», лектория «Теории и практики перформанса» (Открытый лекторий Новой Голландии). 

 

Член редсовета журнала о современном искусстве «К.Р.А.П.И.В.А», участница Лаборатории исследования социального театра, сокураторка Критического семинара.

 

Ксения Петренко

Актриса, режиссер, хореограф

В 2004–2010 – педагог по пластике в Челябинской государственной академии искусства и культуры.

 2012–2014 – педагог Международной летней лаборатории по современной хореографии, Челябинск.

2011–2016 – педагог Международного театрального центра «Легкие люди».

​С 2017 года — преподаватель движения в театральной школе «Инклюзион».

 

Ставит спектакли и проводит мастер-классы в России и за рубежом.

Некоторые работы: спектакль «For the time beeing» (Нью-Йорк), спектакль «Переезд» (режиссер, Екатеринбург), «Сны Минотавра: часть „Метро“» (хореограф, Москва, театр Наций), «Лес» (хореограф, С.-Петербург, театр Ленсовета). Лауреат премии «Золотая маска» за спектакль LIQUIDация.

Алексей Янковский

Театральный режиссер

В 1995 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (класс профессора Александра Музиля) по специальности «Режиссер драматического театра». Дипломный спектакль — «Женщины…в пейзаже сцены» в петербургском «Классик-Центре».

Стажировался в московском Центре им. Вс. Мейерхольда (мастерская Клима на Большом Каретном).

С 1996 по 1998 год учился в ассистентуре Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства на кафедре режиссуры (научный руководитель Вениамин Фильштинский).

С 1998 по 2001 год преподавал на курсе В. М. Фильштинского в СПбГАТИ.

С 1996 по 2000 год работал режиссером-постановщиком Государственного театра сатиры на Васильевском.

В 2000 году создал театральный проект: «Мастерскую по реабилитации актеров государственных и академических театров драмы» —

Театральную мастерскую «АСБ».

 

Яна Тумина

Режиссер

 

Доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры театра кукол РГИСИ, режиссёр более 30 спектаклей, лауреат и неоднократный номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска». В течение 12 лет была актрисой, соавтором и режиссёром театра АХЕ.

С 2009 года начинает активно ставить спектакли как независимый режиссёр, приглашая в свою постановочную команду известных актёров и художников.

Сотрудничала с такими театрами как Александринский театр (Санкт-Петербург), Большой Драматический театр им. Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург),

МДТ – Театр Европы (Санкт-Петербург),

Театр на Васильевском (Санкт-Петербург),

Большой театр кукол (Санкт-Петербург),

театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург),

театр «Особняк» (Санкт-Петербург),

театр «За Черной речкой» (Санкт-Петербург),

продюсерский центр «КонтАрт» (Санкт-Петербург),

Московский театр на Таганке,

Театральный центр им. Вс. Мейерхольда (Москва),

Театр кукол Республики Карелия (Петрозаводск),

Бурятский театр кукол «Ульгэр» (Улан-Удэ),

Хабаровский театр юного зрителя и др.

Один из немногих режиссёров-кукольников, кто сегодня работает в направлении «социального театра», совмещая его с экспериментальным характером своих творческих поисков, продолжая разрабатывать поэтическую, образную природу языка театра кукол и предметного театра.

Илья Пашнин

Художник по свету

Работал техником по свету в Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова.

В 2015—2017 был художником по свету проекта «Эрарта Сцена» Музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург).

В качестве художника по свету оформил спектакли таких режиссеров,

как Марат Гацалов («Новое время», Новая сцена Александринского театра, 2015;

«Пьяные» Ивана Вырыпаева, Пермский академический Театр-Театр, 2017;

«Утопия» по пьесе Михаила Дурненкова, Театр Наций, 2018;

«Русский роман» Марюса Ивашкявичюса, Новосибирский театр «Глобус», 2018;

«Август. Графство Осейдж» Трейси Леттс, Красноярский драматический театр

им. А. С. Пушкина, 2019;

«Таланты и поклонники» по Александру Островскому, Театр-Театр, 2021;

«Иванов» Антона Чехова, Норильский Заполярный театр драмы

им. Вл. Маяковского, 2021,

Дмитрий Волкострелов «Поле» Павла Пряжко, «театр post», 2016;

«В прошлом году в Мариенбаде» по фильму Алена Рене, Новая сцена Александринского театра, 2017;

«Пермский боги», Театр-Театр, 2019;

«Русская классика», «Приют комедианта», 2020;

Lorem Ipsum, театр «Практика», 2020,

Марина Брусникина («Мороз, Красный нос» Алексея Сюмака,

«Поле» по Чингизу Айтматову и «В кольцах» Евгении Некрасовой —

театр «Практика», 2020—2021) и др.

Принимал участие в фестивалях Open Look, Cross Art, «Текстура».

Дважды номинировался на российскую театральную премию «Золотая Маска» за лучшую работу художника по свету в драме: «Утопия» (Театр Наций, 2019) и «Пермские боги» (Пермский академический Театр-Театр, 2020)

Ольга Самохотова

Актриса, режиссер, педагог. Старший преподаватель кафедры режиссуры РГИСИ

Проходила стажировку в Workcenter T.Richards and J.Grotowski (Понтедера, Италия), работала с Анатолием Васильевым (два проекта: «Soirees Tchekhov» в Париже и «Педагогика сцены» в Венеции).

2001 дипломант международного фестиваля Монокль (Балтийский Дом), спектакль «Вариации на тему Кокто для человеческого голоса и скрипки»
2007-2009 актриса, стажер Open Programm Рабочего центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса (Понтедера, Италия)

С 2008 года руководитель Творческой лаборатории Performer. 
2009-2010 актриса, ассистент режиссера, «Чеховские вечера», Париж, АРТА, театр «Аталанта», артистический директор Анатолий Васильев
2012-2013 стажер проекта «Сценическая педагогика» А. А. Васильева (Венеция, Италия)
2019 дипломант международного фестиваля Dolmoru Traveling Artists Festival, Gongju, Южная Корея, спектакль «Трисястричуньки».

Татьяна Джурова

Кандидат искусствоведения, театральный критик, куратор, педагог

Доцент Российского государственного института сценических искусств.

Основатель, редактор, автор электронного издания «Летающий критик»

Руководитель спецпроектов Санкт-Петербургского театра «Суббота»

Была членом экспертных советов фестивалей и премий: Российской национальной премии «Золотая маска», «Арлекин», «Прорыв. 

Ридер драматургических конкурсов «Любимовка», «Ремарка», «Первая читка. Организатор Международного конкурса коротких пьес «Stories»

в Санкт-Петербурге.

В течение шести лет была редактором блога «Петербургского театрального журнала» Печаталась в «Петербургском театральном журнале», журналах «Театр», «Экран и сцена», «Театральная жизнь», научных сборниках.

DEN_4514.jpg
ИТОГ КУРСА - СОБСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В результате двухгодичного обучения студенты создадут независимые театральные проекты, а также примут участие

в совместных спектаклях, акциях и перформансах, обретут практические навыки и теоретические знания в области современного театра и перформанса,

необходимые как для создания индивидуального независимого театрального проекта, так и для работы в традиционных

театральных институциях.

Зал, в котором проходят занятия

Лаборатории нового театра

 

press to zoom

press to zoom

press to zoom

press to zoom
1/3