logo-04.png
DEN_4478.jpg

Лаборатория нового театра

Лаборатория, где изучают театр как живой процесс

Продолжительность лаборатории:

2 года (4 семестра)
Стоимость обучения: 100 000 рублей в семестр


Начало занятий: 1 октября 2021.
Формат курса: офлайн занятия 5 раз в неделю

Лаборатория нового театра – это место, где будущие режиссеры и актеры изучают театр как живой процесс.

В отличие от других видов искусств, театр происходит только здесь и сейчас: каждый спектакль уникален. Каждый показ - это новая энергия, новый зритель, новый опыт, новые грани рефлексии.

Цель лаборатории нового театра - изучать, анализировать, перерабатывать и развивать традиции театра.

В процессе обучения студенты исследуют возможности театра в различных направлениях, ситуациях и контекстах от авангарда до архаики, от работы в сценическом пространстве до сайтспецифических проектов, от событийно-действенного анализа до партиципаторных, социальных практик и artist research.

Итог обучения – создание каждым студентом своего индивидуального театрального проекта (спектакль, перформанс, хэппенинг, инсталляция, акция etc.)

 

Курс развивает как режиссерские, так и актерские навыки студентов. В процессе подробно изучаются основы актерского тренинга, сценического движения и сценической речи. Актерское мастерство изучается применимо как к театру, так и к кино.

DEN_4536.jpg

Программа

Занятия проходят 5 раз в неделю по 4 часа
 

I семестр

Задача первого семестра - сразу включить студентов в активный творческий процесс. Для этого мы изучаем авангардные явления XX века, которые создают пространство для максимальной свободы мышления и креативности.

Эпоха авангарда - это время когда был создан язык современного театра.

Вместе со студентами мы проходим пути рождения этих новых возможностей. Заново создаем современное искусство.

В процессе I семестра на основе текстов и концептов авангардной эпохи студенты создают свои оригинальные перформансы, инсталляции, этюды, манифесты.

 

В результате семестровой работы проводится открытый показ.

Практика: 

- актерский психофизический тренинг

- театр предмета

- основы сценического движения

- современный танец

Теория: 

Введение в теорию современного театра.
Понятие современности применительно к театру. Перформативный поворот и понятие перформативности. Политика театрального пространства. Специфическая материальность спектакля: перформативное пространство, присутствие, звук. Понятие постдраматического театра. Политики зрительства. 

Курс истории и теории перформанса.

Понятие перформативности: Остин, Латур. Социальный перформанс: Гоффман. Гендерный перформанс: Батлер. Ранний перформанс (и “протоперформанс”). Проблемы хронологии и определения границ перформанса. Терминология и классификации. 1950-е  (США, Европа и Япония). 60-е: перформанс это новый черный. Социальные движения и перформанс. Танец и перформанс (США). Перформанс в СССР и странах соцблока (Восточной Европы): другая история перформанса.

II семестр

Второй семестр посвящен работе с драматургией, проходит изучение событийно-действенного анализа

и применение его в работе с драматическими текстами.

 

В процессе семестра студенты анализируют событийный ряд классических пьес и исполняют фрагменты из них.

Делают анализ структур пьес современных авторов.

Итог работы второго семестра - показ эскизов спектаклей по новой драматургии.

Практика: 

- актерский психофизический тренинг

- основы сценического движения.

- работа этюдным методом.

- работа с пространством

- работа с предметом

Теория: 

История западноевропейского театра после II Мировой войны.

Театральная концепция Антонена Арто. Бертольт Брехт: театр и политика. Антропологический театр.

Театр визуального образа. Театр социального действия. Политический театр. Индивидуальные режиссерские системы.

Курс истории и теории перформанса.

Перформанс 1970-х: феминистские перформансы. Перформанс и видео. Архитектура и перформанс. Радикализация. Ритуализация. Музеефикация. Танц-перформанс. Венский акционизм. Предпосылки появления Performance Studies. Перформанс как категория. Институционализация поля. Центры Performance Studies. Ключевые имена. Антропология и этнография в поле PS. Перформативная этнография Виктора Тернера. Рефлексивный поворот в антропологии. Автоэтнография Сторителлинг и устная история. Перформанс как (художественный, исследовательский). Художественные стратегии современного перформанса в России.

Введение в культурную антропологию и фольклористику.

III семестр

Третий семестр посвящен работе с пост драматическими структурами.

В процессе семестра студенты работают с текстами эпических произведений и текстами песен

рок, рэп и поп групп.

Анализ и сценическое воплощение эпоса современной рэп и рок поэзии требует других подходов, чем драма. Для его реализации будет необходим опыт пост драматического театра и различных способов освоения пространства вне стен театральной коробки. В этом семестре мы изучаем новейшие явления в театре – энвайронмент, партиципаторный, инклюзивный, медиа театр и прочие.

В результате семестровой работы состоится показ фрагментов из эпический произведений и текстов рок и рэп групп в различных нетеатральных пространствах - от фабрик до сети интернет.

Практика: 

- актерский психофизический тренинг

- работа с пространством

- работа с предметом

- современный танец

Теория: 

Театр России XX века.

Театральные концепции Серебряного века: символистская концепция, «театр для себя» Н. Евреинова. Театральные практики в период революции. Театр 1920-1940-х гг.: театральный футуризм, конструктивистские концепции театра, концепция соцреализма, «бесконфликтный театр».  Театр 1950-1960-х годов: неореализм

в театре, концепция условного театра, переосмысление наследия раннего авангарда. 1970-1980-е. Постмодернистская модель театра и концепция «игрового театра» А. Васильева.

Ридинг-семинары по Performance studies. Роузли Голдберг, Ричард Шехнер, Марвин Карлсон, Амелия Джонс, Пегги Фелан, белл хукс, Дуайт Конкергуд, Клэр Бишоп, Поль Пресьядо, Елена Петровская, Дарья Демехина, Анна Козонина, Дарья Юрийчук.

IV семестр

Задача четвертого семестра - создание авторского проекта каждо_го студент_а.

Здесь аккумулируется весь опыт предыдущих семестров. Тема проекта может быть предложена автором, а может быть выбрана из предыдущих наработок студент_а в течение предыдущих семестров.

Наша задача - помочь студент_у оформить свое театральное высказывание при помощи нашего опыта и ресурсов Лаборатории.

В результате семестровой работы состоится показ индивидуальных проектов студенто_в

(спектаклей, перформансов, инсталляций и т.д.).

Практика: 

Индивидуальная работа с кураторами над дипломными проектами.

Теория: 

Постсоветский театр.

Театр эпохи перестройки: Клим и театр утопии, студийное движение, визуальный и танц-театр, цирк. Театр 2000-х, ключевые имена и явления в репертуарном театре. Движение «Новая драма», Театр.doc. Театр на распутье («этический поворот»): Театр.post и дискурс 60-х, Б. Павлович и социальный театр, политический театр и перформанс.

“Игра”, “исполнение”, “роль”, “актер”, “зритель”, “театр” в гуманитарных науках и философии. Эва Доманска, Йохан Хейзинга, Клиффорд Гирц, Ролан Барт, Мишель Фуко, Геральд Рауниг, Мишель де Серто, Анри Лефевр, Ги Дебор, Дэвид Харви, Жак Рансьер, Кети Чухров, Джудит Батлер, Рози Брайдотти.

Главное отличие Лаборатории нового театра

от традиционного театрального образования состоит

в том, что процесс обучения фокусируется

не на личности мастера, а на личности студента.

НА ЭТОМ КУРСЕ ДЕЙСТВУЕТ ГРАНТОВЫЙ КОНКУРС:
ДВА МЕСТА СО СКИДКОЙ 50 %.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГРАНТОВОГО КОНКУРСА БУДУТ ОБЪЯВЛЕНЫ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЕМА ЗАЯВОК.
DEN_4512.jpg
УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

Участники отбираются на основе творческого конкурса.

Необходимо выполнить вступительные задания:

1. Автобиографическое эссе в свободной форме.

2. Творческие работы на тему выбранного сонета: фото, видео, коллаж, эссе, разбор, прочтение 
без ограничений по форме и объему

3. Описание театрального проекта, над которым вы хотели бы работать

(спектакль, драматическое действие, перформанс, хэппенинг, инсталляция, акция etc.)  

не более двух страниц текста, дополнительные материалы по желанию

4. Мотивационное письмо

короткий рассказ о том, почему вы хотите учиться в Лаборатории нового театра

не более одной страницы

 

Подробнее о преподавателях

Александр Савчук

Режиссер, актер, перформер.

Куратор Лаборатории нового театра.

 

Руководитель театра Lusores, Лауреат премий Золотой Софит, Прорыв.

 

Победитель международных театральных фестивалей.

 

Преподаватель СпбГИК 2010-2016. Преподаватель Санкт-Петербургской школы нового кино с 2016.

 

Член жюри фестиваля Рождественский парад с 2014 и Табуретка с 2012.

Павел Смирнов

Театральный и кинопродюсер.

Куратор Лаборатории нового театра.

Театральный и кинопродюсер, президент АНО «КонтАрт».

 

Лауреат премии «Прорыв» (2016 год), как лучший молодой театральный менеджер.

 

Работал над независимыми спектаклями петербургских режиссеров Максима Диденко, Владимира Варнавы, Яны Туминой и других.

 

С 2016 года работает с проектами в области социального театра, включая Петербургскую школу «Инклюзион», образовательный проект «Театр+музей: опыты коммуникаций», проекты, поддержанные Фондом президентских грантов: «Театральные методики в инклюзии. Школа и профессиональный диалог», «Инклюзион. Право на культуру: от потребления к авторству». 

 

Алесандра Дунаева

Театровед, независимый исследователь

Куратор Лаборатории нового театра

Окончила театроведческий факультет Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ, 2009), а также аспирантуру Российского института искусствознания (2013). 

Ведет авторский курс «Современный театр» в РГИСИ.

Пишет о театре для российских и зарубежных профессиональных изданий.

Интересуется теорией и практикой критического письма, теорией театра, социальным театром.

 
Член Российской (АТК) и международной (IATC) ассоциаций театральной критики. Monitoring-person семинаров IATC с 2018 года.

Обладатель «Стипендии СТД РФ для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных

и художественных произведений» за 2015 и 2017 годы.

Карамзинский стипендиат 2019.

Участница Лаборатории исследований социального театра.

Виктория Евтюхина

 

Актриса театра и кино, режиссер, педагог актерского мастерства.

В 1994г. окончила Музыкальное училище Санкт-Петербургской Консерватории имени

Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Артист музыкального театра»,

 

В 1998г. окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства,

по специальности «Актриса драматического театра и кино»

 

С 2000-2002гг. СПбГАТИ, творческая аспирантура кафедры актерского мастерства (научные руководители Даксбури-Александровская Марина Борисовна (доцент), Грачёва Лариса Вячеславовна (профессор)

 

Преподаватель актерского психофизического тренинга:
 

2000-2005гг. Санкт-Петербургская Государственная академия театрального искусства

«Интер мастер класс»,

2002-2005 гг.«Канон-данс» Школа contemporary dance

 

С 2007 Режиссер-педагог Санкт- Петербургского независимого театра LUSORES.

 

С 2011 Руководитель студии театра LUSORES

С 2019 Преподаватель Санкт-Петербургской Лаборатории нового театра.

 

Участник международных фестивалей и мастер-классов.

Марина Исраилова

 

Искусствовед, независимая исследовательница и кураторка

Закончила филологический факультет КемГУ (2009) и магистратуру по истории искусств ЕУСПб (2016).

Сокураторка проекта по исследованиям звука «Вслух», лектория «Теории и практики перформанса» (Открытый лекторий Новой Голландии). 

 

Член редсовета журнала о современном искусстве «К.Р.А.П.И.В.А», участница Лаборатории исследования социального театра, сокураторка Критического семинара.

 

Ксения Петренко

Актриса, режиссер, хореограф

В 2004–2010 – педагог по пластике в Челябинской государственной академии искусства и культуры.

 2012–2014 – педагог Международной летней лаборатории по современной хореографии, Челябинск.

2011–2016 – педагог Международного театрального центра «Легкие люди».

​С 2017 года — преподаватель движения в театральной школе «Инклюзион».

 

Ставит спектакли и проводит мастер-классы в России и за рубежом.

Некоторые работы: спектакль «For the time beeing» (Нью-Йорк), спектакль «Переезд» (режиссер, Екатеринбург), «Сны Минотавра: часть „Метро“» (хореограф, Москва, театр Наций), «Лес» (хореограф, С.-Петербург, театр Ленсовета). Лауреат премии «Золотая маска» за спектакль LIQUIDация.

Алексей Янковский

 

Театральный режиссер

В 1995 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (класс профессора Александра Музиля) по специальности «Режиссер драматического театра». Дипломный спектакль — «Женщины…в пейзаже сцены» в петербургском «Классик-Центре».

Стажировался в московском Центре им. Вс. Мейерхольда (мастерская Клима на Большом Каретном).

С 1996 по 1998 год учился в ассистентуре Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства на кафедре режиссуры (научный руководитель Вениамин Фильштинский).

С 1998 по 2001 год преподавал на курсе В. М. Фильштинского в СПбГАТИ.

С 1996 по 2000 год работал режиссером-постановщиком Государственного театра сатиры на Васильевском.

В 2000 году создал театральный проект: «Мастерскую по реабилитации актеров государственных и академических театров драмы» — Театральную мастерскую «АСБ».

Влада Миловская

Режиссерка, актриса, перформерка

Постоянная участница коллектива ВОКРУГ ДА ОКОЛО – независимой театральной лаборатории, состоящей из четырех художниц. Номинанты на Золотую маску («Спектакль в коробочке»).

Как актриса и перформерка участвовала в постановках пьесы Кети Чухров «Афган-Кузьминки» ВШЭ и Новой сцены Александринского театра, спектакле «Адар» (реж. Ольга Житлина), в фильме Синтии Мадански «Эсфирь»). Снималась в фильме у режиссера и видеохудожника Кнута Асдама.

Авторка поэтических текстов (Sygma, Ф-письмо, журнал Носорог).

Сотрудничала с такими институциями как V-A-C foundation, музей современного искусства «Гараж», норвежский художественный фонд Pikene pa Broen.

Создательница проектов «Идиота кусок», «Красный шум» и т. д.

​С 2018 года работает с актерами, подготавливая их к киносъемкам. Исследует неиерархические способы взаимодействия в процессе производства кино.

Также в процессе обучения будут проходить интенсивы

с приглашенными специалистами.

 

DEN_4514.jpg
ИТОГ КУРСА - СОБСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В результате двухгодичного обучения студенты создадут независимые театральные проекты, а также примут участие в совместных спектаклях, акциях

и перформансах, обретут практические навыки и теоретические знания в области современного театра и перформанса, необходимые как для создания индивидуального независимого театрального проекта,

так и для работы в традиционных театральных институциях.

Зал, в котором проходят занятия

Лаборатории нового театра

 

1/3