top of page
logo-04.png
Image by Simon Berger

Не ходи к тому мосту

1 часть альманаха сценариев ФИГУРЫ НА СНЕГУ

НАЗВАНИЕ

НЕ ХОДИ К ТОМУ МОСТУ

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

ТРАМВАЙ ГРОХОЧЕТ

В РАССВЕТНОМ СОЛНЦЕ

ПРЕДМЕТ

ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

ЗАБЫЛИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Апокалиптическая антиутопия об исходе двух сестер с планеты Земля.

Один день из жизни профессора, прожившего на одиннадцать дней дольше прогноза врачей.

Новогодняя сказка

об украденной пицце

с хорошим концом.

Не ходи к тому мосту

Сценарий Маргариты Полонской

1

Из темноты: 

Мужской голос: Пьяная что ли? 

Женский голос: Совести нет никакой.

Другой женский голос: Дайте поспать человеку!

Очень яркое солнце светит в лицо женщине лет 40. Это Инга. Она открывает глаза. Она спала прислонившись к замерзшему окну автобуса. Вокруг ее глаз мелкие морщинки, в них комочками застряла тушь. 

Сверху на Ингу смотрят пассажиры битком набитого автобуса, тучная женщина кладет черную холщовую сумку в белый цветок Инге на колени. 

ИНГА: Это не мое

ЖЕНЩИНА: Вот хамка 

Женщина включает на телефоне без наушников передачу:

Ведущий передачи: Главное свойство кишечной палочки заключается в том, что она светится в темноте.

Остановка, Инга протискивается из автобуса, один из пассажиров кидает ей вслед черную сумку в белый цветок.

Инга смотрит на сумку, на свои ноги в розовых домашних тапочках, на торчащий весь

в пайетках подол розового платья. Некоторые кругленькие блестящие пайетки перепачканы красной блестяще жижей. 

Инга поднимает с земли длинную палку. Мы успеваем заметить идеальные мягкие руки Инги, золотые кольца, французский маникюр. Под ногтями красная грязь. Инга тычет палкой

в сумку, пытается разглядеть что внутри. Там черная коробка.

На ней надпись: «Большеохтинский мост».

Кроме коробки - еще чей-то указательный палец. Мимо Инги проезжает пожарная машина, машина скорой помощи, полиция. Сверху в небе пролетает вертолет. Инга вздрагивает от этих звуков, оставляет сумку на асфальте и идет дальше.

2

Инга стоит и смотрит перед собой, утопая розовыми тапочками в сугробах. Из-за дома к ней выходит одетая в скафандр Даша.

ДАША: Не будет сигаретки?

Инга роется в кармане дорогой шубы, достает портсигар, дорогую зажигалку, жвачку, резинку для волос, блеск для губ, смятые чеки. На раскрытых ладонях показывает все это Даше. Она берет портсигар и зажигалку. Только сейчас Инга видит что Даша плачет.

ИНГА: Что-то случилось?

ДАША: Моему старшему брату палец оторвало, он салют запускал, столько кровищи, я спать не могу, так жалко его. Он на пианино играет. 

Даша смотрит на ноги Инги, ее нарядное платье. позади шум из ресторана, наряженные

в костюмы из разных фильмов мужчины и женщины разных возрастов танцуют. Даша протягивает Инге руку.

ДАША: Меня Даша зовут. А вас?

ИНГА: (не отвечает на вопрос) Как я выгляжу?

ДАША: Шикарно.

ИНГА: Я имею в виду, на кого я похожа?

Инга медленно соскальзывает вниз по стеночке в обморок. Ее шуба распахивается и Даша видит, что к боку Инги присосался огромный пузырь размером с голову, из него течет красная блестящая жидкость, похожая на кровь. Даша трогает пузырь пальцем, он мягкий.

ИНГА: Спрячьте меня

Глаза Инги закрываются. Из пузыря перестает идти кровь. 

3

В ресторане дискошар отдает бликами на лицо Инги. Она в глубоком сне лежит в подсобке на трех сдвинутых табуретках.

ДАША (в телефон): Тут женщина сознание потеряла. Не знаю, просто упала, у нее какой-то пузырь сбоку красный, как опухоль, что ли. Алло? 

Даша убирает трубку от уха. 

Рядом стоит Вероника, старшая сестра Даши, в костюме русалки с трезубцем.

 

ВЕРОНИКА: Нельзя было ее вообще двигать, пульса почти нет, вспомни инструктаж по оказанию первой помощи!

ДАША: Опять кричишь.

ВЕРОНИКА: Я не кричу.

ДАША: Ты кричишь.

У Даши звонит телефон, длинный неизвестный номер. 

Мужской голос в телефоне: Служба инопланетного вторжения. Женщина с красным пузырем находится рядом с вами? 

ДАША: Да.

МУЖЧИНА: Из пузыря вытекает блестящая жидкость? 

ДАША: Сейчас нет, до этого текла.

МУЖЧИНА: Вы находитесь по адресу красного текстильщика 42? 

ДАША: Да.

МУЖЧИНА: Никуда не уходите и не вступайте в контакт с объектом.

Инга открывает глаза. Из пузыря Инги начинает что-то вылезать. Свет во всем ресторане гаснет, музыка выключается. Недовольный гул отдыхающих. Земля дрожит, бокалы на барной стойке трясутся и падают. Люди спешат покинуть зал. Вероника и Даша держатся за стены.

Инга запрокидывает голову назад, из пузыря вылезает маленький эмбрион, похожий на человеческий, только с драконьей головой, розовой шерстью, синими ушками как у рыси и белыми копытцами как у единорога. Существо совершенно непонятное, но от него исходит свет. Инга внимательно слушает свет от существа. 

ИНГА: Теперь я знаю.

 

Инга кладет Даше на руки своего младенца. Слышен звук вертолета. 

ИНГА: Сумка с цветками где останавливаются большие машины.

Даша заворачивает существо в свой зеленый свитер и бежит к служебному выходу. Вероника за ней. 

4

Длинный коридор коммунальной квартиры. В дальней комнате на матрасе, заменяющим кровать, сидят Даша и Вероника. Они уже в обычной одежде - свитер, джинсы. Между ними существо. 

ВЕРОНИКА: Такой хорошенький.

ДАША: Мне страшно.

ВЕРОНИКА: Где твой телефон?

ДАША: В кармане. 

ВЕРОНИКА: Иголка есть?

Даша достает из шкатулки на полке иголку с ниткой. Вероника с помощью иголки вытаскивает сим-карту из телефона. Ломает ее. 

ВЕРОНИКА: Смой в унитаз.

ДАША: Я есть хочу.

ВЕРОНИКА: Потерпи. Она сказала Большеохтинский мост. Отсюда минут 30 на такси. 

ДАША: Окей. 

 

5

Даша ест шаверму. Напротив за столиком Вероника с закутанным существом. 

ВЕРОНИКА: Он не издает никаких звуков, это нормально?

ДАША: Думаю, да.

ВЕРОНИКА: Надо чтобы Галя его осмотрела. 

ДАША: Никому нельзя верить.

ВЕРОНИКА: Галя хорошая.

ДАША: То есть ты уже все решила?

6

Руки женщины кладут существо на весы для взвешивания новорожденных.

ГАЛЯ: 6 килограмм, кожа плотная, волосяной покров умеренный. Температуры нет. Пульса нет, но судя по росту волосяного покрова, оно живое. 

Даша и Вероника переглядываются. Даша отводит взгляд. 

Вероника: Ты обиделась?

Даша: Нет.

Галя слушает существо с помощью стетоскопа. В существе открывается отверстие. Оно говорит голосом Инги.

СУЩЕСТВО: Большеохтинский мост, черная сумка в белый цветок.

Галю рвет в ближайшую железную емкость. Даша берет существо на руки, баюкает как младенца. 

ДАША: Она сказала, что сумка рядом с остановкой. Нужно посмотреть все остановки

в радиусе ресторана и обыскать.

ВЕРОНИКА: Предлагаю разделиться. 

ДАША: Предлагаешь?

ВЕРОНИКА: Я пойду искать сумку, вы с малышом поедете на мост.

ДАША: Хорошо.

7

На крыльце. Даша и Вероника долго обнимаются. Расходятся в разные стороны. 

ВЕРОНИКА: Ровно в 16:30 на середине моста.

8

Даша и существо в булочной рядом с Большеохтинским мостом. Даша ест ромовую бабу, малыш спрятан у нее за пазухой. Перед Дашей поднос, на нем кусок морковного торта, кекс и булочка шу. 

ДАША: Сейчас пойдем, мой хороший. Сейчас-сейчас.

В булочную заходит человек в форме, в районе груди нашивка с надписью «Служба инопланетного вторжения». Даша берет чек, оставляет поднос со сладостями, набирает код от туалета и закрывается там. Прислушивается. Ничего не слышно, так как в туалете играет аудиокнига, мужской голос под мелодичную музыку: 

ГОЛОС: Клод Моне в своих ранних работах прежде всего обращал внимание на натуру. Если рассмотреть его акварели поближе...

Существо чихает. Даша баюкает его. 

ДАША: Тише-тише, мой хороший 

9

Вероника за рулем своей красной грязной машины. Она проезжает мимо того ресторана,

в котором была вечеринка. Паркуется. Выходит из машины, фонариком светит на асфальт

в поисках сумки.

10

В туалет к Даше и существу ломятся. Это тот самый мужчина из службы инопланетного вторжения (СИВ). Люди в панике покидают булочную. Сотрудник СИВ выламывает дверь. 

Даша закрывает собой существо. Прячется за раковину. Сотрудник СИВ поднимает ее с пола за ворот куртки, прижимает спиной к стене: растегивает куртку и пытается вырвать существо у нее из рук. 

СОТРУДНИК СИВ: Отдай по хорошему, присядешь лет на 20.

Перед дашиными глазами его золотые зубы и красные от запоя щеки. Даша крепко зажмуривается, существо не отдает. Сотрудник СИВ замахивается, чтобы кулаком ударить Дашу в живот, но его кулак замирает. Из существа исходит свет, он направляет кулак сотрудника СИВ в стену, и тот разбивает все костяшки пальцев. Затем бьет себя в лицо несколько раз, по очереди обеими руками, падает в сторону Даши, она успевает проскочить на выход. 

11

Даша с существом за пазухой изо всех сил бежит дворами прочь от булочной. Ее лица

не видно из-за растрепанных русых волос. Она пробегает мимо ЗАГСа, возле него очередь

из женщин в белых одинаковых платьях и мужчинах в одинаковых черных костюмах. Заворачивает за дом, там по проспекту едет колонна темно-красных пазиков с надписью СИВ. Окна закрашены черной краской, не видно кто внутри. 

12

Вероника светит фонариком в урну у остановки. К ней подходит уборщик мусора. 

 

УБОРЩИК МУСОРА: Кыш отсюда. 

ВЕРОНИКА: Сумку здесь не находили с цветами? Сумку потеряла.

УБОРЩИК МУСОРА: Да, была.

ВЕРОНИКА: Мне она нужна очень, я заплачу.

УБОРЩИК МУСОРА: Девушке подарил.

ВЕРОНИКА: А то, что внутри лежало?

Уборщик мусора показывает пальцем в мусоровоз. Вероника бежит за машиной.

ВЕРОНИКА: Стой, стой!

 

Вероника возвращается к уборщику: Что там было внутри?

УБОРЩИК: Коробка черная, на ней надпись, но я не умею читать.

13

Гигантская свалка. Вероника смотрит на наручные часы. Время 16:30. Вероника и уборщик роются в мусоре, который только что привезли. Уборщик достает черную коробку

с надписью «Большеохтинский мост», которую Инга видела тогда в сумке. 

У коробки нет крышки, никаких отверстий, она похожа на черный монолит. 

ВЕРОНИКА: И что мне с ней делать? 

Уборщик пожимает плечами, достает сигаретку из-за уха, прикуривает.  

14

Даша стоит посередине Большеохтинского моста. На всех прохожих она с подозрением озирается. Достает из кармана пачку жевательных конфет и съедает сразу три штуки.

Часы на мосту показывают время 16:45.

Даша съедает еще конфет. В одной из башен в конструкции моста открывается дверь.

На Дашу смотрит женщина, закутанная в красивую белую шаль словно в паутину. 

ЖЕНЩИНА: От Инги?

ДАША: Нет.

ЖЕНЩИНА: Младенец у тебя?

ДАША: Нет.

Женщина смотрит на куртку Даши, где из-за пазухи выпирает кулек. 

ЖЕНЩИНА: А там что?

ДАША: Ничего. 

ЖЕНЩИНА: Верь мне.

ДАША: Я жду подругу.

ЖЕНЩИНА: За тобой едут.

 

Женщина протягивает Даше руку, та поднимается на порожек и они исчезают внутри башни моста.

15

Внутри башни почти нет света. Беззвучно работает телевизор - трое мужчин из поп-группы

в латексных костюмах синхронно танцуют.

Женщина представляется: Алла. Расстегивай куртку.

ДАША: Не хочу.

АЛЛА: Верь мне. 

Даша расстегивает куртку. 

АЛЛА: Поздно. Необратимо. 

Даша смотрит на то место в боку, где она держала ребенка. Ребенок прирос к ней,

порвав вокруг свитер. 

АЛЛА: Не смогу помочь.

ДАША: Заберите его, это не мое, я не хочу. 

АЛЛА: Поздно. Необратимо.

ДАША: У вас есть телефон?

Алла протягивает Даше мобильник. 

ДАША: Не помню номер, можете телеграм открыть?

Алла снова протягивает Даше телефон.

ДАША: Ты где? 

16

Вероника стоит в пробке перед Большеохтинским мостом. На сиденье рядом с ней лежит коробка с надписью. 

ВЕРОНИКА: Откуда телефон? Где ты?

ДАША: Мы договаривались в 16:30!

ВЕРОНИКА: Не могла найти коробку.

ДАША: Приезжай скорее, я на мосту.

 

17

В сторону моста летят три вертолета, у входа на мост стоят сотрудники, движение перекрывают прямо перед машиной Вероники. Она проезжает к середине моста,

чуть не сбив сотрудника.

 

18

Оставив машину, Вероника поднимается в башню к Алле. Алла встречает ее и помогает подняться.

АЛЛА: Где коробка?

Вероника не глядя отдает ей коробку. 

Даша лежит на узком обшарпанном диване, сбоку от нее растет пузырь, в котором постепенно утопает существо. 

Вероника чихает несколько раз подряд. 

ДАША: Очень пыльно здесь.

19

Алла проводит рукой по коробке. Из нее вылетает маленькая летающая тарелка,

что-то среднее между дроном и юлой. Алла впадает в транс – запрокидывает голову назад

и мычит что-то себе под нос. 

АЛЛА: Малышу пора домой.

Даша с трудом встает с дивана, одной рукой поддерживая существо. 

ДАША: Ты со мной? 

ВЕРОНИКА: Мне страшно.

ДАША: Здесь хуже.

ВЕРОНИКА: А что там будет?

ДАША: Я не знаю.

ВЕРОНИКА: Мне страшно.

Даша берет Веронику за руку, они подходят к тарелке. Даша ведет себя увереннно,

она будто знает, что должна делать. Она вытягивает руку и нажимает на кнопку, яркий свет озаряет комнату, мост, город. 

20

Алла сидит у себя в башне Большеохтинского моста, вяжет рукавичку своему внуку, попивает коньяк из фляжки. На улице медленно падают хлопья снега. Уборщик мусора ловит несколько снежинок себе на рукавицу. Мальчик с мамой вдвоем несут завернутую

в целлофан ель. На остановке люди переминаются с ноги на ногу. 

Трамвай грохочет в рассветном солнце. 

Якорь 1
Якорь 2

Не ходи к тому мосту

Сценарий Галины Лурье

 

1

Сухая золотая осень, утро, ПЕТР (45), аккуратно одетый мужчина в кожаных перчатках идет по парку, озираясь по сторонам, как будто задумал что-то недоброе. Вдалеке раздается шорох, источник шороха - собака, она замерла и смотрит на Петра. Петр делает приглашающее движение рукой и собака несется к нему. У нее в зубах - пластиковая летающая тарелка. Петр забирает тарелку себе. Теперь он не выглядит подозрительно, просто человек, выгуливающий собаку. Он берет собаку на поводок и продолжает прогулку. Они проходят мимо красивого каменного моста через парковый ручей, собаку туда тянет, но Петр ее не пускает. На красивом мосту у кого-то порвался мусорный пакет. Когда мост скрывается за поворотом, Петр снова отстегивает поводок и собака улетает вперед - ей нравится с разгона врезаться в огромные кучи листьев, собранные работниками парка.

 

2

Утро, кухня в квартире Петра. Он чавкает овсянкой, собака - гречкой. Из окна виден парк, в котором они гуляли. Доев, Петр делает пометки в календаре на холодильнике: в окошке сегодняшнего числа ставит жирную точку. Такие же точки стоят в окошках десяти последних дней, сегодня 13 октября. В окошке 2 октября не стоит точка, вместо этого окошко обведено несколько раз. Немного подумав, Петр еще раз обводит окошко 2 октября.

3

Петр идет по кампусу университета, здороваясь с проходящими мимо коллегами и студентами. Его догоняет КАТЯ (21), неформального вида, с яркими цветными прядями в короткой стрижке.

КАТЯ: Я не опоздала?

ПЕТР: Опоздали, мне до завтрака позвонил ваш коллега.

КАТЯ: Кто?

ПЕТР: Не могу раскрыть имени, пока это не станет официальным. Но это не было трудное решение, извините.

КАТЯ: Это Соловьев? Скажите, Соловьев?

ПЕТР: Зачем вам так важно знать?

КАТЯ: Значит Соловьев. Он украл у меня, я забыла в аудитории ноутбук, и он мне его вернул, а после этого я узнала, что он тоже решил претендовать на вашего ассистента.

ПЕТР: На место моего ассистента. Если у вас было что красть, что же вы не прислали вчера?

КАТЯ: Просто посмотрите мою работу, пожалуйста.

Они уже зашли в здание университета. Петр остановился возле мужского туалета.

ПЕТР: У меня начало через двенадцать минут.

Петр закрывает перед Катей дверь. Она разворачивается и почти бежит в другую сторону. Петр в туалете стоит перед зеркалом и внимательно рассматривает свое лицо, трогает рукой линию морщин и приподнимает волосы у лба, чтобы посмотреть, как далеко отошла линия роста волос. Оборачивается на кабинки, убеждается, что там никого нет, кладет на подоконник свой портфель и открывает ноутбук. Скачивает из почты два текстовых документа и открывает их рядом друг с другом, выделяет курсором несколько абзацев выборочно в каждом из них и сохраняет в новый текстовый документ. В туалет заходят двое юношей, Петр смущенно захлопывает ноутбук и выходит из туалета.

4

День, университет, деканат. Петр сидит за овальным столом с несколькими мужчинами и женщинами от 40 до 70 лет.

ПЕТР: Поступило обвинение в плагиате. Федорова К., 3 курс, социальные науки, обвиняет Соловьева Д., 3 курс, социальные науки, в умышленном плагиате ее курсовой работы.

НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА (68): Уже? Год только начался.

ПЕТР: Имеется в виду ее курсовая 2 курса. Она перевелась к нам из БФУ. У меня открыта позиция ассистента, я рассматривал Федорову, но она тянула с отправкой формуляра для претензии на позицию.

КСЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА (41): То есть это не потенциальный плагиат курсовой работы как таковой, это ваши индивидуальные принципы отбора на позицию. Университет здесь позиции не имеет и не считает это нарушением уставных правил. Зачем вы нас сюда выдернули?

ПЕТР: Я подумал, с учетом, в целом, нашей дискуссии по Федоровой, это заслуживает внимания совета.

НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА: От обеда двадцать минут уже прошло, пока то да се.

Все кроме Петра встают и уходят в сторону звона посуды - в столовую. Петр остается сидеть за столом. Он рассматривает края своих рукавов. К одному рукаву прилип крошечный красный лист - с прогулки. Петр аккуратно кладет его перед собой на стол.

5

Аудитория университета, день. СОЛОВЬЕВ (21) настраивает проектор, Петр за кафедрой достает из крафтового пакета бутерброд.

ПЕТР: Это из нашей столовой?

СОЛОВЬЕВ: Нет, я дошел до Буше.

ПЕТР: Ваши родители русские немцы?

СОЛОВЬЕВ: Нет, мы из Сургута. Переехали, когда мне было пять.

ПЕТР: Почему выбрали такую тему?

СОЛОВЬЕВ: Я в этом году еще не выбрал.

ПЕТР: В прошлом году, то, что вы мне вчера прислали.

СОЛОВЬЕВ: Всегда было интересно, как это. Я хоть и русский, но Петербург для нас был как другая страна. 

ПЕТР: Почему тогда не стали писать про Петербург? Особенности национальной идентичности петербуржцев?

СОЛОВЬЕВ: Слишком близко ко мне сейчас, хотел объективности, как вы советуете.

ПЕТР: Хорошо. В следующий раз возьмите мне с рыбой. Мне нужно следить за питанием.

СОЛОВЬЕВ: Наталья Федоровна сказала, что вы любите ростбиф.

ПЕТР: Люблю. Наталья Федоровна не знает о моей диете. И не говорите ей, пожалуйста.

Соловьев кивает и отходит посмотреть на результат своей работы: слайды видны хорошо, отображаются ровно. Аудитория постепенно заполняется студентами.

6

Вечер, пост охраны университета. Соловьев сдает охране ключи. Выходит на улицу и видит, как Петр успевает вскочить в последнюю дверь трамвая. Через дорогу от университета стоит Катя и курит, глядя на двери, а затем и на вышедшего из них Соловьева. Соловьев смущается, поправляет воротник, лямку рюкзака и идет в сторону от уехавшего трамвая. Катя докуривает и идет за ним. В трамвае Петр откидывается на спинку кресла и запрокидывает голову. Наблюдает, как в окне трамвая проплывают вершины домов, в закатном солнце - это очень красивое зрелище.

7

Соловьев заходит в шумный бар, его там ждут друзья. Катя стоит поодаль, пытается изменить свою заметную внешность: стирает темную помаду с губ, голову с яркими прядями накрывает шарфом. Смотрит на себя в отражение окна жилого дома: довольна результатом. В ее отражении виден кот, лежащий на подоконнике. Мимо проезжает пустой трамвай, на сиденье лежит забытая кем-то летающая тарелка.

8

Катя заходит в бар, отходит подальше от Соловьева и его компании, берет пиво. Смотрит как Соловьев вешает рюкзак на крюк возле стойки. Вскоре к Кате подсаживается пятидесятилетний мужчина.

МУЖЧИНА: Хотите угадаю, чем вы занимаетесь?

КАТЯ: Нет.

МУЖЧИНА: А я бы все равно не угадал, вы такая загадочная. А хотите угадать чем я занимаюсь?

КАТЯ: Нет.

МУЖЧИНА: А вы бы и не угадали, я думаете ну кто, ну? Думаете, я из офиса какого-то? Крыса офисная? Сучка при начальнике? Думаешь, я сучка что ли? Нихера, я режиссер.

Катя встает вместе со своим бокалом и смотрит, куда еще она могла бы сесть. Ее замечает Соловьев. Он уже выпил, у него хорошее настроение. Он машет ей рукой: иди сюда. Катя садится рядом с ним.

КАТЯ: Где твои друзья, узнали, что ты мошенник, и бросили тебя?

СОЛОВЬЕВ: На мосты уехали. Федорова, тебе не принадлежит монополия на тему национальной самоидентификации. Я у тебя ничего не крал, я сделал свою работу, и получил работу. Ха-ха, как получается: сделал работу - получил работу. Ха-ха-ха, ну я съюморнул, да?

КАТЯ: Ты дебил?

СОЛОВЬЕВ: Ну ты чего так расстраиваешься? Ты в него влюбилась, что ли?

КАТЯ: Да, ты дебил.

Соловьев хочет ответить, но вместо ответа рыгает. Его это веселит.

Соловьев: Пойду... В тубзик.

Когда он уходит, Катя осторожно вытаскивает ноутбук из рюкзака Соловьева и прячет за пазуху. Она выходит из бара, чуть не сталкивается с ПОЛИЦЕЙСКИМИ, успевает выйти ровно перед тем, как они зашли.

Полицейские: Поступила жалоба на шум. Оставайтесь на своих местах.

Катя снаружи видит как Соловьев вернулся к своему месту и ищет ее взглядом. Ей приходит смс-ка: «Федорова, ты курить? Не возвращайся, тут менты».

9

Петр заходит домой, на него прыгает собака.

ПЕТР: Вероника, ты тут?

ГОЛОС ИЗ КУХНИ: Тут!

Из кухни выходит румяная пятидесятипятилетняя женщина, они с Петром похожи.

ПЕТР: Спасибо.

ВЕРОНИКА: Мне не трудно. Давай.

Петр раздевается до пояса и ложится на спину на кухонном диване. Пес лижет его плечи. Вероника подходит к нему с веером шприцев в руке. Оттягивает кожу на животе, дезинфицирует и делает укол. Ей приходится отводить морду собаки от места укола свободной рукой.

ВЕРОНИКА: Тихо.

Она ласково гладит место укола на животе. Петру неловко. Он поворачивается на живот и немного приспускает штаны. Вероника делает укол в верхнюю часть ягодицы, долго ищет место для укола без синяка. У нее остался еще один шприц.

ВЕРОНИКА: Давай этот в плечо. Тут места живого нет.

ПЕТР: Это то же самое?

ВЕРОНИКА: Да.

Петр садится на диване боком к Веронике, она делает укол в плечо. Выбрасывает шприцы и уходит в прихожую, перед этим задержавшись взглядом на календаре.

ВЕРОНИКА: Нужно сделать десять дней перерыв и пересдать анализы.

ПЕТР: Я хочу, чтобы ты каждый день приходила. На всякий случай.

ВЕРОНИКА: Знаешь, как мне страшно сюда заходить?

ПЕТР: Тебе-то чего бояться?

ВЕРОНИКА: Что тебя тут найду.

Петр пожимает плечами.

ВЕРОНИКА: Я сдала тоже кровь на онкомаркеры. И к врачу сходила, которого Рита советовала.

ПЕТР: Который за сто миллионов?

ВЕРОНИКА: Он сказал, что хочет тебя посмотреть. Что врачи ошибаются.

ПЕТР: Очевидно, что ошибаются.

ВЕРОНИКА: Это же хорошая ошибка! В плюс, а не в минус. Выглядишь хорошо. Как можно человеку говорить такое, дату смерти называть? Так можно от самовнушения умереть.

Обводит окошко 2 октября на календаре поверх уже многократно прорисованной окружности. Тычет маркером в каждый последующий день вплоть до 13 октября.

ВЕРОНИКА: Одиннадцать дней!

ПЕТР: Ну отнеси ему мои анализы, если тебе так хочется.

10

Ночь, Катя стоит на безопасном расстоянии от бара, из которого полиция выводит людей. Кого-то отпускает, кого-то сажает в полицейскую машину. У нее звонит телефон. Это Петр.

ПЕТР: Катерина Васильевна, это Петр, Петр Сергеевич.

Катя отнимает трубку от уха, чтобы проверить время на экране телефона: 00:01.

ПЕТР: Я посмотрел вашу работу.

КАТЯ: Посмотрели?

ПЕТР: Посмотрел. Хочу принести вам свои извинения. Вы были правы.

КАТЯ: Петр Сергеевич, всё в порядке? Вы просто так поздно звоните.

Полицейская машина с Соловьевым внутри отъезжает от бара, Катя бросает трубку, не дожидаясь ответа, и бежит за ней. Петр стоит в дверях своей квартиры полностью одетый.

11

Ночь, парк. Петр идет по тропинке, мимо него летает счастливый пес. В темноте Петр не замечает, что они подошли уже близко к мосту. Пес бежит на мост, Петр бежит за ним и кричит псу: Рекс! Рекс!

12

Ночь, начало светать. Катя и Соловьев под руку идут мимо парка.

КАТЯ: То есть дело не в том, знаешь, что мне очень хочется быть ассистенткой замкафедры, да и вообще чьей угодно ассистенткой. Просто у нас в БФУ он был просто легендой. Он же сам из Калининграда, ты знаешь?

СОЛОВЬЕВ: Нет, а почему он был легендой?

КАТЯ: Это десять лет назад. У нас там был бар «‎Фабрика», и рядом построили бар «‎Ельцин». Владелец был один, и он хотел много разной аудитории сразу привлечь. Поэтому это очень разные бары были, «‎Фабрика» это такой псевдолюкс, а «‎Ельцин» нормальный бар, даже хороший. И владелец построил между ними стену. Между барами. И чтобы из одного в другой перейти, нужно подняться по лестнице на эту стену и спуститься с нее с другой стороны. И за ночь там появилось граффити с поцелуем Брежнева и Хонеккера.

СОЛОВЬЕВ: И кого?

КАТЯ: Ну знаешь мем “Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви”.

СОЛОВЬЕВ: А. Круто!

КАТЯ: И мы так подумали. И через неделю после этого менты его арестовали.

СОЛОВЬЕВ: Петра Сергеевича?

КАТЯ: Да! Он тогда только начинал в университете работать сам. После этого уехал. Но граффити осталось. Его закрашивают все время, а мы перерисовываем. Только тс-с-с.

Смеются.

КАТЯ: Вот я и хотела к нему. Как переехала. Тут на меня так смотрят. А он, думаю, понимает. Что такое настоящий панк.

Соловьев останавливается и смотрит на Катю.

КАТЯ: Что?

Соловьев мотает головой: ничего.

Из-за ограды парка на них с лаем выскакивает пес Петра Сергеевича.

КАТЯ: В ошейнике, убежал у кого-то? Какой хороший.

СОЛОВЬЕВ (кричит): Это ваша собака? Это ваша собака?

Ответа нет.

КАТЯ: Пойдем, может, он за нами увяжется, у меня может переночевать, утром объявление запостим.

СОЛОВЬЕВ: А мне можно тоже у тебя переночевать?

Они уходят, оглядываясь и подзывая пса. Но он не идет за ними. Убедившись, что они ушли, он возвращается в парк. Там неподалеку от красивого каменного моста лежит Петр Сергеевич с посеревшим лицом. Он мертв. В рассветном свете грохочет трамвай.

Якорь 3

Не ходи к тому мосту

Сценарий Юлии Садыговой

Петербург, 31 декабря 2023 года.

 

1

Вечер. Двор одного из домов в центре города. Легкий мороз. Медленно, большими хлопьями падает снег. Из подъезда быстро выходит МАША (27). Она на ходу застегивает пальто и наматывает шарф. Одно из окон распахивается, из него высовывается АНЯ (28), швыряет тарелку и с силой захлопывает окно. Тарелка падает в сугроб рядом с Машей. Маша смотрит наверх, вытаскивает из сугроба тарелку, вытирает ее шарфом. Тарелка среднего размера, белая с красно-оранжевым цветочным узором по краю. Маша прижимает ее к себе и выходит из двора через арку. Переходит дорогу и оказывается около моста, на другой стороне которого стоит женщина.

ЖЕНЩИНА (обращаясь к прохожим): Не ходи к тому мосту! (неразборчиво) … Не ходи к тому мосту!

 

Маша идет мимо моста вдоль канала Грибоедова. 

 

2

Вечер, Маша едет в трамвае. Она сидит около окна, на ее коленях лежит тарелка. В трамвае, кроме Маши, еще человек десять. Когда он останавливается, заходят двое мужчин лет сорока. Один из них садится рядом с Машей. 

МУЖЧИНА: Продаете? 

Маша смотрит в окно. 

МУЖЧИНА: Алло, девушка! 

Маша поворачивается к мужчине. 

МУЖЧИНА (кивая на тарелку): Продаете? 

МАША (отворачиваясь к окну): Нет. 

МУЖЧИНА: А чего тогда держите так? 

МАША (поворачиваясь): Как?

МУЖЧИНА: Как на витрине. 

Маша убирает тарелку под пальто. Смотрит в окно. Там мелькают огни фонарей и гирлянды, которыми украшены витрины магазинов. Люди быстро идут по тротуарам, несут большие пакеты. У перекрестка — елочный базар. Продавец держит одну из елок в руках,

показывая женщине. Женщина что-то ему объясняет, активно жестикулируя. Трамвай едет дальше. Идет снег

3

Маша и МАКС (27) сидят дома у Макса на полу и пьют пиво. Рядом стоит ноутбук, на его экране мелькает какое-то комедийное шоу. 

МАКС: А я давно говорил. 

МАША: Что? 

ГОЛОС В НОУТБУКЕ: Проще перестать общаться, чем эту проблему решить.

МАКС: Ну вот примерно это я и говорил. 

МАША: Ну она тоже по-своему права. 

МАКС: Маш, она в тебя тарелку кинула. 

МАША: Ну, я там тоже не очень хорошо себя повела. Сказала ей…

МАКС: Ты сказала, а она тарелку кинула. 

Звонок в дверь. Макс идет открывать. Едва не запинается о тарелку, лежащую рядом

с Машей.

МАКС: Да выброси ты ее. 

Маша молча делает глоток из бутылки. Макс выходит из комнаты. Из коридора слышен звук открывающейся двери. 

МАКС: Ма-а-аш! 

МАША (громко): Чего? Деньги у меня в кармане возьми!

МАКС: Ма-а-а-а-аш! 

4

Маша и Макс стоят у открытой двери. Около порога на полу сидит и рыдает КИРА (22), девушка в форме курьера службы доставки. Маша наклоняется к девушке и пытается

ее поднять. Макс ей помогает. 

КИРА: Забрал сумку… там ваша пицца.

МАКС: Кто? 

Кира рыдает. 

МАША: Где? 

КИРА: На мосту… с большими собаками.

МАША: Это львы. 

5

Маша, Макс и Кира сидят на полу в комнате и пьют пиво. Кира больше не рыдает. 

МАКС: Ты давно здесь? 

КИРА: Пару месяцев. 

МАША: А родители где? 

КИРА (снова начиная плакать): На Алтае. 

МАКС: Ты чего? 

КИРА: Как я им скажу, что меня уволили…

МАША: Да может не уволят. 

КИРА: Уволят точно. 

МАША: Да и пошли они! Найдем тебе другую работу. 

Чокаются бутылками. 

МАША: Пойдемте на елку!

МАКС: Настроения нет.

МАША: А у кого оно здесь есть? 

Макс встает, собирает пустые бутылки. 

МАША (Кире, полушепотом): Он на самолет опоздал, сейчас бы уже в Кемерово был, у родителей.
 

6

Маша, Макс и Кира стоят около бистро, где через окошко продают шаверму. Маша и Кира держат в руках свертки. Из окошка высовывается шавермен, подает такой же сверток Максу. 

ШАВЕРМЕН: С наступающим! Приходите еще! Новый год — новое счастье! Будьте здоровы! 

МАША, МАКС, КИРА (вразнобой): Спасибо, спасибо, и вас с наступающим, хорошего вечера!

Чокаются шавермами, как будто это бокалы. Идут по улице, едят на ходу. 

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (где-то вдалеке): Не ходи к тому мосту! Не ходи к тому мосту!

КИРА: Зря я через мост пошла. 

Мимо проезжает автобус. Все втроем бегут к нему.
 

7

Автобус пустой, его качает во все стороны. Маша, Макс и Кира подходят к кондуктору.

Это женщина лет 60-ти, с высокой прической и бумажной гирляндой на шее.

КОНДУКТОР: С едой нельзя! 

МАКС: С наступающим вас! 

КОНДУКТОР: И вас! Смотрите не заляпайте мне тут ничего. 

Автобус резко останавливается. У Маши из-под пальто вылетает тарелка и приземляется на колени кондуктору. 

КОНДУКТОР: Обалдеть! Летающая тарелка. 

МАКС: Да выброси ты этот груз прошлого! 

Маша молча забирает тарелку и прячет под пальто. У нее звонит телефон. Она смотрит на экран и немного отходит от Макса и Киры.

МАКС: Ты куда?

МАША: Аня звонит. 

МАКС: Не отвечай.
 

8

Маша, Макс и Кира проталкиваются сквозь толпу на Невском проспекте, недалеко

от Дворцовой площади. Людей очень много, все радостно шумят. Друзья сворачивают

на Большую Морскую — там чуть более свободно. Около вагончика с кофе и глинтвейном стоит длинная очередь. 

Маша и Кира кричат одновременно.

МАША: Это она!

КИРА: Это он! 

МАКС (оглядываясь): Кто? Где? 

КИРА: Это он украл вашу пиццу! 

Кира бежит к парню, стоящему в очереди. Это АНДРЕЙ (18). Она хватает его за рукав,

ей на помощь спешит Макс. В это время Маша медленно подходит к девушке,

стоящей недалеко от них. Это Аня. 

АНЯ: Я тебе звонила. 

МАША: Я видела. 

Пытаясь вырваться, Андрей бьет Макса в плечо. Макс в ответ бьет Андрея по лицу. 

МАКС: Звоните в полицию!

ПРОДАВЕЦ ИЗ ВАГОНЧИКА (МУЖЧИНА, 60): Только не здесь! Сюда полицию не надо!

АНДРЕЙ: Пожалуйста, не надо! Я все верну.

МАКС: Звоните! 

КИРА (в телефон): Алло, здравствуйте! 

МАКС (Ане): Ты за нами следила, что ли?

КИРА (в телефон): Самим идти? А куда? 

МАКС: Помирились?

АНЯ: Да. 

МАША: Нет. 
 

9

Вся компания в полицейском участке. Они сидят в узком коридоре около входной двери. Кира придерживает Андрея за рукав. 

АНДРЕЙ: Они сказали, что если украду, то докажу, что мужик.

МАША: Доказал? 

АНДРЕЙ: Я сразу хотел вернуть, а она убежала. Я кричал: «Подожди, подожди!».

КИРА: Я же не знала, зачем ты орешь. 

МАКС: Вот ты идиот. И друзья твои тоже.

АНДРЕЙ: Они мне не друзья. Пиццу забрали и ушли. Сказали, что я вор.

АНЯ: Ты и есть вор.

МАКС (Ане): Ты вообще тарелками в людей швыряешь. 

В коридоре появляется ПОЛИЦЕЙСКИЙ (45). Он в расстегнутой на груди форменной рубашке. На ходу вытирает рот ладонью. 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Проходите. Написали заявление? 

КИРА (выхватывая заявление из рук Маши): Не надо, я передумала. 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Давайте заявление! Передумала она. 

Все впятером, не сговариваясь, выбегают из участка. Никто даже не пытается их догнать.
 

10

Дворцовая площадь. Почти полночь. Маша, Аня, Макс, Кира и Андрей в толпе празднующих Новый год. 

ТОЛПА: …семь, шесть, пять….

Подбегает незнакомый мужчина, раздает всем бенгальские огни. Макс достает зажигалку, пытается их поджечь. 

ТОЛПА: …четыре, три…

Маша и Аня о чем-то шепчутся. 

ТОЛПА: …два, один! Ур-а-а-а! С Новым годом! 

Все обнимаются, поздравляют друг друга, машут бенгальскими огнями. 

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Не ходи к тому мосту, не ходи к тому мосту! 

Кира и Маша вздрагивают и оглядываются по сторонам. Рядом с ними оказывается

ЖЕНЩИНА (60).

ЖЕНЩИНА: Ребят, хотите бесплатно попасть на спектакль? Называется «Не ходи к тому мосту». Про Новый год! По пьесе моего мужа. Завтра в два часа дня. Приходите! 

АНЯ (доставая деньги): Давайте! Пять билетов. 

Вокруг шум, радостные крики, поздравления с Новым годом.
 

11

Утро первого января. Маша, Аня, Макс, Кира и Андрей едут в трамвае. Аня и Маша сидят рядом, Маша положила голову Ане на плечо. Кира и Андрей сидят напротив них, смотрят что-то в телефоне и смеются. Макс стоит рядом и разговаривает с родителями

по видеосвязи

МУЖСКОЙ ГОЛОС ИЗ ТЕЛЕФОНА: Ладно, Максик, хорошо погуляй там! 

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ИЗ ТЕЛЕФОНА: Да куда уже гулять, у них утро! Ты почему еще не дома? 

МАКС: Ребят, выходим! (в телефон) Да я не вам. 

Трамвай останавливается. Все выходят и впятером идут по улице. Тарелка лежит на заднем сиденье трамвая. Трамвай грохочет в рассветном солнце. 

НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ

Авторы

об авторках

НАЗВАНИЕ

КОМФОРТ ПЛЮС

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

И ОНА ПОШЛА

НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ

ПРЕДМЕТ

КОЛОКОЛЬЧИК

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

ЧИСТЯТ

Маргарита
Полонская

Сценаристка, писательница

IMG_1601.jpg
Выросла в Омске, живет в Санкт-Петербурге. Выпускница сценарной мастерской Олега Дормана в школе нового кино. Режиссировала клипы группы «Красные Зори». Рассказы публиковались в проектах «Что я знаю о папе?», «Горящая изба», «Pshychologies». Участница резиденции «Действующие лица» в Переделкино.

Сценарии Маргариты Полонской в альманахе «Фигуры на снегу»

Апокалиптическая антиутопия об исходе двух сестер с планеты Земля.

Магический реализм

в курортном городе: драма о человечности.

Драма о странной семье, детской одержимости, Нирване

и котятах.

Трагическая история

жизни одноклассницы девочки, устроившей стрельбу в школе.

Юлия
Садыгова
IMG_2263.JPG
Родилась и выросла в Сибири, живет в Санкт-Петербурге. Выпускница режиссерского курса «От рефлексии к практике» Школы искусств и креативных индустрий. Снимает кино.

Сценарии Юлии Садыговой в альманахе «Фигуры на снегу»

Новогодняя сказка

об украденной пицце

с хорошим концом.

Комедия о первом свидании и пятом колесе.

Драма об отношениях отца и сына в Сибири двухтысячных.

Драмеди о четырех днях

в поезде «Москва — Владивосток».

Галина
Лурье

Сценаристка, кураторка, соосновательница ШИКИ

галя лурье-min.jpg
Окончила мастерскую Олега Дормана в школе нового кино. Публиковалась в журнале «Искусство кино» («Очень солнечный день», 2017).

Проводит писательские и сценарные тренинги по своей методике ассоциативно-интуитивного построения текста.

Сценарии Галины Лурье в альманахе «Фигуры на снегу»

Один день из жизни профессора, прожившего на одиннадцать дней дольше прогноза врачей.

Мелодрама о любви

в Выборге на каникулах

и в будни.

Новогодняя драма

о семье, отъезде и утрате - ожидаемой и внезапной.

Магическая драма

о го́ре и волшебной куколке с необычной миссией.

Задать вопрос
Связаться

Мы на связи

Задайте нам любой интересующий вас вопрос:

Спасибо! Скоро мы Вам ответим.

Якорь 4
bottom of page