top of page
logo-04.png
Image by Simon Berger

Случайная встреча

4 часть альманаха сценариев ФИГУРЫ НА СНЕГУ

НАЗВАНИЕ

СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

НАЧАЛИ ПЕТЬ ПТИЦЫ,

НАСТУПАЛО УТРО

ПРЕДМЕТ

ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРШОК

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

ПОМЕНЯЛ ЦВЕТ

Драмеди о четырех днях

в поезде «Москва — Владивосток».

Магическая драма

о го́ре и волшебной куколке с необычной миссией.

Трагическая история

жизни одноклассницы девочки, устроившей стрельбу в школе.

Случайная встреча

Сценарий Юлии Садыговой 

 

День первый 

 

1

Ранняя осень. Вечер. Поезд «Москва-Владивосток» медленно набирает скорость, отъезжая

от столицы. КИРА (28) идет по вагону. На ней джинсы и легкая куртка. За спиной рюкзак,

в руках она несет, прижимая к себе, коричневый горшок с цветком. Дверь купе номер 22 приоткрыта, Кира отодвигает ее ногой и заходит. В купе никого нет, только на одной

из нижних полок стоит небольшая клетка с хомяком. Хомяк держится лапками за прутья клетки и смотрит на Киру. Кира смотрит на хомяка. За спиной Киры появляется

АЛЕКСАНДР (45). 

 

АЛЕКСАНДР: Это Цезарь, не бойтесь, он не кусается, и вообще он в клетке. 

 

Кира кивает Александру и садится на вторую нижнюю полку, на нее же ставит рюкзак,

на столик перед окном — горшок с цветком. 

 

КИРА: А это цветок. Просто цветок. 

 

Александр ставит клетку с хомяком на стол рядом с цветком, сам садится на свою нижнюю полку. 

2

В купе проводников АЛЕВТИНА (53) и ПАША (24). Алевтина стоит у двери, держит небольшую стопку бумаг, просматривает их и делает пометки карандашом. Паша сидит

у окна и пересчитывает наборы постельного белья. 

АЛЕВТИНА: Представляешь, какой гад! Говорит, это не любовница, это вынужденные меры, пока ты по своим рейсам шастаешь. 

ПАША: Пятьдесят четыре набора, все правильно.

АЛЕВТИНА: «Шастаю»! Я деньги вообще-то зарабатываю, придурок. 

В дверях появляется Александр.

 

АЛЕКСАНДР: Возмутительно. 

АЛЕВТИНА: Что?

АЛЕКСАНДР: Извините, я случайно подслушал.

АЛЕВТИНА (Паше): Видишь, человек тоже согласен!

ПАША: А вы что хотели? 

АЛЕВТИНА: Да, что вы хотели? 

АЛЕКСАНДР: Хотел спросить, у вас семечки не продаются? Обычные, не жареные.

АЛЕВТИНА: Вон там около кипятка что лежит, то и продается. 

АЛЕКСАНДР: Там только жареные и соленые.

ПАША: Они вкуснее, их лучше покупают.

АЛЕКСАНДР: Цезарю такое нельзя.

3

Александр возвращается в купе. Киры там уже нет, на ее полке лежит матрас и застелено постельное белье. Хомяк сквозь прутья клетки дотянулся до цветка и ест листочек. Александр быстро отодвигает клетку от цветка.

 

АЛЕКСАНДР: Ты что творишь!

В купе заходит Кира, у нее через плечо перекинуто полотенце. Следом за ней протискивается Паша. 

ПАША: Добрый вечер! Приготовьте ваши билеты.

 

Следом за Пашей в купе пытается зайти ФЕДОР (46). Одной рукой он придерживает чемодан на колесиках, а другой прижимает к себе порванный полиэтиленовый пакет, из дырки

в котором видны зеленые яблоки. 

 

ФЕДОР: Это двадцать второе? Слава богу. 

ПАША: А вы откуда?

ФЕДОР: Я из пятого вагона. 

АЛЕКСАНДР: А это пятнадцатый. 

ФЕДОР: Вот сюда мне и надо. 

ПАША: А в пятый вы зачем сели? 

ФЕДОР: Опаздывал. Какой ближе был, в такой и сел. 

 

Федор протискивается в купе, все теснятся, чтобы пропустить его. Паша стоит у входа

и ждет, пока пассажиры покажут ему документы. Федор видит Киру. Она отвернулась

и смотрит на мелькающие за окном деревья, но Федор ее сразу узнает. 

 

ФЕДОР: И вы тут? Ничего себе. Здравствуйте. 

 

Кира поворачивается к нему, смотрит и снова отворачивается к окну. У Федора из пакета рассыпаются яблоки. 

 

В купе проводников за столиком сидят Алевтина и Паша. Алевтина ест лапшу быстрого приготовления, часто дует на нее, но все равно обжигается. Рядом с Пашей стоит уже пустая коробочка от такой же лапши, он ест чипсы и смотрит видео в телефоне.

 

АЛЕВТИНА: На следующих двух станциях у нас никого нет. 

ПАША (не отрываясь от телефона): Угу.

АЛЕВТИНА: Что ты там смотришь? 

ПАША: Да тут… Мемы всякие. 

АЛЕВТИНА: Я ему, наверно, тоже изменю. Вот этот парень из 22-го вроде симпатичный.

И ехать долго будет, я проверила. 

ПАША: Ага. 

АЛЕВТИНА: А тебе он как? 

ПАША (отвлекаясь от телефона): Кто?

АЛЕВТИНА: Из 22-го купе. Кудрявый такой. 

ПАША: Который с хомяком? Не знаю. Хомяк прикольный. 

 

День второй 

 

5

Утро. Александр ест бутерброд, рядом на столе стоит клетка с хомяком и стакан чая

в подстаканнике. Кира лежит и читает книгу. Федор свешивается с верхней полки

и кормит хомяка кусочками яблока. 

 

ФЕДОР: Так и будешь молчать? Ты же тоже виновата. Надо нести ответственность. 

Это рабочие отношения. В них всякое бывает. Нам еще дня два вместе ехать. 

АЛЕКСАНДР: Хватит ему уже яблок. Живот заболит. 

ФЕДОР (хомяку): Извини, друг. 

 

Федор перестает кормить хомяка, откидывается на подушку и смотрит в потолок. 

 

КИРА: Я всего два раза опоздала, а вы меня без работы оставили. 

ФЕДОР: Ты во второй раз опоздала на пять часов.

КИРА: Это был форс-мажор. 

ФЕДОР: Надо было предупредить. 

КИРА: Мне было не до того. Вы знаете, что такое форс-мажор? 

ФЕДОР: А я клиента потерял из-за тебя. 

АЛЕКСАНДР: Я уже устал это слушать, честное слово. 

 

В дверь купе стучат, через секунду она приоткрывается, и в нее заглядывает Алевтина.

 

АЛЕВТИНА (Александру): У нас там семечки появились. Не жареные и не соленые. Хотите посмотреть? 

6

Алевтина и Александр сидят за столом в купе проводников и щелкают семечки. 

 

АЛЕВТИНА: Так вы, значит, к жене едете? 

АЛЕКСАНДР: К сыну, жена-то бывшая. А у сына юбилей — десять лет. Хомяка вот заказал.

АЛЕВТИНА: У них там не продают хомяков, что ли?

АЛЕКСАНДР: Ну, там сибирские хомяки, а он хочет питерского. 

 

В купе заходит Паша.

 

ПАША: А что вы тут делаете?

АЛЕВТИНА: Иди еще погуляй.

ПАША: Я не гулял, я документы у новых пассажиров проверял.

АЛЕВТИНА: Значит, иди еще проверь. 

ПАША: Так все проверены уже.

 

Алевтина смотрит на Пашу. 

 

ПАША: Пойду туалет проверю.

7

В тамбуре около туалета Паша и Кира сидят на крышке ящика для мусора.

 

КИРА: …поживу месяц у мамы. С квартиры я съехала, пока платить нечем, работы же нет. Вещи у подруги оставила. 

ПАША: А цветок нельзя было у подруги оставить? 

КИРА: Я ей не доверяю, у нее все растения за неделю дохнут. 

 

В тамбур заходит ЖЕНЩИНА (45). 

 

ЖЕНЩИНА: Вы в очереди? 

ПАША: Нет. То есть да. (Кире) А мы сколько тут уже сидим? 

 

Паша встает и дергает ручку двери туалета. Дверь не открывается. Паша стучит в дверь. 

 

ПАША: Есть там кто? У вас все в порядке? 

 

Никто не отвечает. Паша стучит еще раз. Дверь открывается, из туалета выходит Федор,

на ходу вытирая слезы. 

 

ФЕДОР: Всё в порядке, просто хотел уединиться. 

 

Его молча провожают взглядом. 

Александр заходит в купе. Там только Федор. Он лежит на верхней полке, отвернувшись

к стене. Александр садится на нижнюю полку и тут же вскакивает. 

 

АЛЕКСАНДР: А где хомяк?! 

 

Дверца клетки открыта, хомяка в ней нет. Федор поворачивается и обводит купе взглядом. Александр поднимает одеяло, подушку, передвигает предметы на столе. Хомяка нигде нет. Александр выбегает из купе, сталкиваясь с Кирой. Она заходит и садится у окна. 

 

КИРА: Что это с ним? 

ФЕДОР: Хомяка потерял. 

КИРА (вскакивая с места): Ой!

 

Она осматривает свою постель, поднимает одеяло, подушку — точно так же, как только что делал Александр. Хомяка нет. Кира садится обратно.

 

КИРА: У вас точно всё в порядке? 

ФЕДОР: Тебе-то что, ты же меня ненавидишь. 

КИРА: Никто не умер? 

ФЕДОР: Пока нет. (пауза) Мои надежды.

 

Кира смотрит на цветок. Несколько листочков у него завяли. 

 

КИРА: Ну отлично, еще и цветок умирает. 

ФЕДОР: Поезд — не место для растений. 

 

Некоторое время Кира и Федор едут молча. Потом Федор достает с самой верхней полки свой рюкзак. 

 

ФЕДОР: Я знаю, что может помочь твоему цветку. 

 

Он достает из рюкзака баночки с краской и кисточку. Садится на нижнюю полку Александра, придвигает к себе горшок. 

 

ФЕДОР: Ты не против? 

КИРА: Да мне уже все равно. 

 

Федор открывает баночку с оранжевой краской, разбавляет ее минеральной водой

из бутылки, стоящей на столе.

 

КИРА: Ну и вонь. 

ФЕДОР: Ничего, можно и потерпеть ради искусства. Зато в оранжевом горшке ему повеселее будет, чем в унылом коричневом. 

 

Федор начинает красить горшок. Кисточка у него небольшая, поэтому дело движется медленно. Кира наблюдает за процессом, потом приоткрывает окно. 

 

ФЕДОР: Я продаю свое агентство.

 

Кира молча смотрит на Федора. 

 

ФЕДОР: Я вообще-то художник. Буду мастерскую открывать в Красноярске,

студентов наберу. 

КИРА: Вот это новости. Вы не из-за этого плакали в туалете? 

ФЕДОР: Я не плакал. 

КИРА: Я же видела. 

ФЕДОР: Ну так, прослезился. Там не все гладко с этой мастерской. Но я все равно открою. Это моя мечта. 

КИРА: А я тоже до Красноярска еду. 

ФЕДОР: Я знаю. Я же твой паспорт с пропиской видел. 

 

9

По коридору вагона бегают Алевтина, Александр и Паша. Они заглядывают в каждое купе

и объясняют, что потерялся хомяк. Слышны только обрывки реплик. 

 

ПАША: Маленький такой, пушистый. 

МУЖСКОЙ ГОЛОС: Я же говорю, я сплю!

АЛЕКСАНДР: …сын расстроится!

ДЕТСКИЙ ГОЛОС: Мам, я тоже хочу хомяка!

10

В купе по-прежнему только Кира и Федор. Федор докрашивает горшок, Кира завороженно наблюдает за процессом. 

 

КИРА: А маму мою нарисуете?

ФЕДОР: Не нарисую, напишу! Напишу ей отличный портрет. 

 

За окном закончились деревья, поезд проезжает бескрайние поля, изредка мелькают люди, лошади, река.

11

В тамбуре возле открытой форточки стоят Александр, Алевтина и Паша. Все втроем курят. 

 

ПАША: Может, найдется еще. 

АЛЕКСАНДР: Придется купить нового хомяка. И сказать, что он из Питера приехал.

 

Алевтина кладет голову на плечо Александра. 

 

АЛЕВТИНА: Надо подумать, где еще он может быть. Не сошел же он на станции. 

АЛЕКСАНДР: Слушайте, а тут вообще можно курить? 

АЛЕВТИНА: А кто тебе запретит? Проводники? 

 

Паша смеется, Александр приобнимает Алевтину. 
 

День третий 

 

12

В купе проводников Алевтина и Александр сидят рядом на нижней полке и пьют кофе.

Поезд постепенно замедляет ход, за окном мелькают станционные здания. 

 

АЛЕВТИНА: Подожди меня здесь, я новых встречу и вернусь. 

АЛЕКСАНДР: Я пока к себе схожу. Надо проверить, что там как. 

АЛЕВТИНА: Может, со мной поедешь дальше? 

АЛЕКСАНДР: Если бы не день рождения сына, я бы поехал! 

13

В пассажирском купе завтракают Кира, Паша и Федор. Кира и Паша сидят рядом. На столе лежат два листа бумаги. На одном — портрет Паши, на другом — Киры. Сбоку лежит неоконченный портрет хомяка. Поезд медленно останавливается. 

 

ПАША: Я пассажиров встречу и приду. 

 

Паша выходит из купе. Слышны звуки заходящих пассажиров, открывающихся дверей. 

 

ФЕДОР: Хороший парень этот Пашка.

КИРА: Нормальный. 

ФЕДОР: «Нормальный». Я же вижу, что нравится тебе! Всю ночь трепались. Бу-бу-бу. Бу-бу-бу.

КИРА: Ой, извините, мы думали, вы спали. 

ФЕДОР: Да ничего, я лежал, о своем думал. 

 

Дверь купе открывается, в него заглядывает ЖЕНЩИНА (60). 

 

ЖЕНЩИНА: Наше? Или нет? 

КИРА: Это 22-е. Вам какой номер нужен? 

ЖЕНЩИНА: Крыса! 

 

Женщина быстро отступает обратно в коридор. 

 

ЖЕНЩИНА (за кадром): Ужас! У них крысы тут. Я начальника поезда позову. 

 

Кира смотрит под стол. Там сидит хомяк и ест яблоко. 

14 

Федор сидит за столом и ест яблоко. Напротив него — Кира. Она делает бутерброды

и раскладывает их на бумажные тарелочки. Рядом с Кирой — Паша. Он разливает сок

в стеклянные стаканы. На верхней полке стоит клетка с хомяком. Александр приоткрыл дверцу и гладит хомяка по голове одним пальцем. В купе заходит Алевтина,

в руках она держит пакет.

 

АЛЕВТИНА: Всё, разобрались! Не стали начальнику поезда жаловаться. Я ей говорю,

это хомяк, какая же это крыса. Сама ты крыса. Ладно, последнее я не сказала.

 

Все смеются и сдвигаются так, чтобы Алевтина тоже могла сесть. 

 

АЛЕВТИНА: А что за странный запах у вас тут? 

КИРА: Это ради искусства. 

АЛЕВТИНА: А еще смотрите, что принесла! 

 

Она достает из пакета бутылку вина. 

 

ФЕДОР: Тут точно можно пить? 

ПАША: А кто вам запретит? Проводники? 

День четвертый 

 

15

Время перед рассветом. Поезд стоит на перроне в Красноярске. Из него выходят Александр, Кира и Федор. Они останавливаются недалеко от вагона и наблюдают, как Алевтина и Паша проверяют билеты у новых пассажиров. Наконец все пассажиры в поезде, но времени почти не осталось — уже раздаются звуки, говорящие о том, что поезд скоро тронется. Алевтина и Паша спускаются к остальным. Все по очереди обнимаются. Алевтина и Паша бегут обратно в вагон, поднимают лестницу, закрывают двери. Поезд трогается. Александр, Федор и Кира смотрят, как он исчезает вдали. Начинают петь птицы, наступает утро.

Якорь 1
Якорь 2

Случайная встреча

Сценарий Галины Лурье

1

Лето. Рассвет. Дом Даши и Кости. Маленькая куколка вылезает из цветочного горшка

с рассадой и стряхивает с себя землю. ДАША (40) ворочается во сне, куколка замирает. Спрыгивает на пол, залезает обратно на стол и сталкивает горшок со стола. Он разбивается, обнажая землю с тонкими зелеными корнями-ниточками. Рядом с Дашей приподнимается

на локте КОСТЯ (45). Даша говорит, не открывая глаз.

 

ДАША: Тут по ночам всё время какие-то звуки. Может, холодильник. Или просто дом скрипит.

КОСТЯ: Дом не должен скрипеть.

ДАША: Засыпай.

 

Костя молчит в ответ, смотрит на Дашу, убеждается, что она снова заснула, и идет

на застекленную веранду. По комнате можно было предположить, что мы находимся

в городской квартире, но в окне виден лес и соседние участки. Это дачный поселок.

Куколка нюхает пол в тех местах, где ступали костины ноги, и по следу идет за ним

на веранду. Костя садится за стол и смотрит в окно на лес. Куколка прыгает на одном месте двумя ногами сразу, раздается громкий скрип. Куколка сразу прячется под лестницу,

Костя вскакивает со стула и безуспешно ищет взглядом источник этого звука.

 

2

Дом Даши и Кости, утро. Даша выбирает осколки горшка, который разбила куколка, из кучки земли с корнями на полу, складывает землю с корнями в новый горшок. Костя зевает

в кровати.

 

ДАША: Ты можешь включать свет, когда встаешь ночью. Я, скорее всего, от этого проснусь, но зато дом целее будет.

КОСТЯ: Я ничего не ломал.

ДАША: Не ломал, разбил. Ты ночью уронил горшок.

КОСТЯ: Точно нет.

ДАША: Что, у тебя лунатизм?

КОСТЯ: Нет, не думаю.

ДАША: Его думаньем не распознаешь. Может, у тебя какой-то дополнительный стресс сейчас? На работе? В семье?

КОСТЯ: На работе у меня отпуск.

ДАША: А в семье?

КОСТЯ: А в семье у меня всё хорошо.

 

Куколка притворилась орнаментом на обоях и слушает их разговор. Ей в ухо жужжит комар, он всего в десять раз меньше куколки. Она открывает рот неожиданно широко, шире,

чем только что было ее лицо, и проглатывает комара целиком.

 

3

День, участок Даши и Кости. Даша в тряпочных перчатках выпалывает сорняки, Костя

со страшным скрипом качает воду из старой колонки, расположенной на их участке.

К прозрачной сетке, разделяющей соседние участки, со своей стороны подходит Настя (30)

с плачущим младенцем на руках.

 

НАСТЯ: Можете после обеда это делать? Я ребенка уложить не могу.

КОСТЯ: Вы его еще ближе поднесите. Дома за закрытой дверью ничего не будет слышно.

НАСТЯ: В доме душно.

КОСТЯ: А мне какое дело? 

 

Куколка бросает заниматься подсаживанием сорняков на грядки и идет к забору, ближе

к Насте. Настя ее не видит, но отступает назад. Подходит Даша, стряхивая с себя землю,

как куколка в первой сцене.

 

ДАША: Всё в порядке?

НАСТЯ: Да, извините, всё хорошо.

 

Настя скрывается у себя в доме, слышен звук ключа в замке. Куколка через забор плюет на ее участок.

 

4

День, лес. Куколка проверяет крошечные силки: в них попался птенец. Над птенцом вьется птица. Куколка кидает в птицу камни, но может поднять только слишком маленькие. Птица атакует куколку. Куколка хлопает в ладоши и периметр в несколько брусничных кустов погружается во тьму. Из этой тьмы убегает куколка, таща за собой уже безжизненное тело птенца. Добежав до аллеи, куколка переходит на шаг. Отрывает от птенца кусочек, как от сахарной ваты, и жует. Оставшееся тело кладет на крыльцо дома Даши и Кости и идет купаться в луже, предварительно прогнав оттуда пинками лягушку с самодовольным 

хохотом.

 

5

Ранний вечер, Даша и Костя с мокрыми волосами и плетеной сумкой возвращаются

на участок. По участку бегает шорох. Даша и Костя закрывают за собой калитку и сразу останавливаются.

 

ДАША: Это еж.

КОСТЯ: У нас нет ежа.

ДАША: Не наш, а местный. Еж — это хорошо. Он ест змей.

КОСТЯ: А если это не еж, а змея?

ДАША: Она нас уже услышала и уползла.

 

Даша делает шаг вперед, Костя выставляет перед ней руку, удерживая силой. Отламывает ветку и идет первым, стуча веткой по земле перед собой. Даша идет за ним. Мы видим

их со спины. У крыльца Даша и Костя останавливаются и хватаются друг за друга.

Куколка подбегает к ним сзади и выдыхает изо рта туман, который окутывает всю аллею.

 

6

Вечер, Даша и Костя стоят в тумане у своего дома. Двигаются вперед, где только что было крыльцо, но впереди ничего нет. Под ногами хрустит улитка, Даша брезгливо морщится

от этого звука. Куколка стоит вплотную к стене дома и сдвигает его в сторону одной рукой, как будто он бумажный. Бежит дальше, раздвигая препятствия на пути Кости и Даши.

Они медленно идут, смотря себе под ноги. Постепенно трава сменяется тропинкой,

сквозь которую проступают толстые корни деревьев, под ногами хрустят уже не улитки,

а шишки. Даша и Костя — в лесу.

 

7

Вечер, дом Насти. Она варит суп, из кастрюли валит пар. Кажется, что туман вокруг — продолжение этого пара. Она оборачивается на люльку с младенцем: сквозь пар кажется, что там лежит полено. Настя подходит к люльке: в полене угадываются человеческие черты. Пар валит сильнее и рассеивается. В люльке лежит младенец.

 

8

Вечер, лес. Костя и Даша идут, взявшись за руки. Вдалеке слышен треск. Костя в испуге сжимает дашину руку и тут же отпускает: укололся. Вместо дашиной руки он держит еловую ветку. Треск становится ближе. Костя делает шаг вперед и оказывается у крошечного костра. Опускается на корточки, чтобы получше его разглядеть, и приземляется на пень у костра обычного размера. То ли костер увеличился, то ли Костя уменьшился. У костра сидит куколка размером с Костю и жарит на ветке гигантских жуков.

 

КУКОЛКА: Хочешь есть?

КОСТЯ: Да, очень.

 

Куколка пробует одного жука на вкус, довольная пробой протягивает его Косте.

 

КУКОЛКА: Ты меня узнал?

КОСТЯ: Нет.

КУКОЛКА: Я была на похоронах.

КОСТЯ: Чьих?

 

Куколка недовольно мотает головой.

 

КУКОЛКА: Тебе надо быть умнее.

КОСТЯ: Хорошо, расскажи, что мне надо знать.

КУКОЛКА: Тебе надо пить таблетки от давления и есть три раза в день что-то горячее

и фрукты. И раз в неделю надо есть суп. Еще…

Куколка роется в карманах и достает скомканную бумажку.

 

КУКОЛКА: Собаке надо к ветеринару.

КОСТЯ: У нас нет собаки.

КУКОЛКА: Извини, сейчас.

 

Роется в карманах, достает другую бумажку.

 

КУКОЛКА: У тебя зубы мудрости все на месте?

КОСТЯ: Да.

КУКОЛКА: Тогда всё правильно. Тебе надо к зубному.

КОСТЯ: Это срочно?

КУКОЛКА: Не срочно. Но до конца года.

КОСТЯ: А к какому зубному?

КУКОЛКА: На Лахтинской, 8.

КОСТЯ: Хорошо.

 

Какое-то время Костя и Куколка молча едят жуков.

 

КОСТЯ: Это ты сделала туман?

КУКОЛКА: И разбила горшок.

КОСТЯ: Зачем ты это делаешь?

КУКОЛКА: Потому что ты ничего не понимаешь.

КОСТЯ: Что мне надо понимать?

 

Куколка сердится, вскакивает и топает ногой. Туман рассеивается. Ночь. Костя сидит

на веранде, как в первой сцене. Прислушивается к скрипам дома.

 

9

Ночь, дом Даши и Кости. Костя идет в спальню, в кровати спит Даша. На столе в вазе стоят еловые ветки. Костя трогает Дашу за плечо.

 

КОСТЯ: Мне приснился очень странный сон.

ДАША: Ничего, это просто сон.

КОСТЯ: Откуда у нас еловые ветки?

ДАША: Мы сходили вечером собрали. После урагана весь лес усыпан.

КОСТЯ: Был ураган?

ДАША: Ты совсем сонный. Засыпай.

 

Костя берет дашину руку и сжимает ее, проверяет — нет, рука не превращается в ветку.

За окном начинает светать. Костя откидывается на подушку и закрывает глаза.

 

10

Утро, участок Даши и Кости. Куколка стоит возле забора-сетки между их и настиным участком и кидает на настин участок мелкие камушки. Костя сидит на крыльце и смотрит,

как Даша секатором подрезает шиповник.

 

КОСТЯ: Ты не помнишь, когда мы сюда приехали?

ДАША: Неделю назад. Нет, дней десять.

КОСТЯ: Когда мы поедем домой?

ДАША: Тебе тут уже надоело?

КОСТЯ: Я хочу вместе поехать домой.

ДАША: В смысле — вместе? А можем не вместе?

КОСТЯ: Нет, не можем.

ДАША: У тебя точно всё хорошо? Что-то случилось в университете?

КОСТЯ: У меня отпуск.

ДАША: Что-то тебя тяготит?

КОСТЯ: Ты уже спрашивала.

ДАША: Я в последнее время многое забываю. Например, была уверена, что вчера прополола грядки, а они опять все в сорняках.

КОСТЯ: Они могут так быстро вырасти?

ДАША: Не знаю. И горшки я купила белые, а они зеленые. И почти все разбились к тому же.

КОСТЯ: Это не я.

 

11

Утро, дом Насти. Она укачивает младенца, стоя у окна, и смотрит, как на ее участок прилетают мелкие камушки. Камушки прыгают и собираются в кучку у ее крыльца.

Настя спускается в подвал вместе с ребенком и садится на скамью в углу. В подвале большой запас дров — поленьев.

 

12

День, дом Даши и Кости. Костя сидит на веранде и смотрит в окно, как Даша выпалывает сорняки. Дом ходит ходуном: по нему прыжками носится Куколка. Костя прищуривает глаза туда-сюда. Даша то становится расплывчатым пятном, то возвращается в человеческую форму. Куколка прыгает сильнее и сильнее. Кажется, что дом сейчас рухнет. Костя выбегает к Даше.

 

КОСТЯ: Давай поедем сегодня.

ДАША: Мне надо собрать вещи.

КОСТЯ: Я тебе помогу.

ДАША: Не надо. Лучше иди посмотри расписание.
 

13

День, асфальтовая дорога. Костя идет к остановке, на которой наклеено расписание автобусов. За ним идет Настя — не по своей воле. Куколка кидает ей в спину песок.

Когда Настя пытается обернуться, песок прилетает ей в глаза. Костя смотрит на расписание: оно выцвело добела, не разобрать, что на нем было написано. Белый цвет листа, на котором раньше было расписание, становится ярче и ярче, звук песка, который Куколка бросает

в спину Насте, становится ближе и ближе.

 

14

Костя просыпается в автобусе. На другом конце автобуса спит Настя. Костя идет к ней и пытается ее разбудить. За рулем автобуса — куколка, она размером с десятилетнего ребенка.

 

КУКОЛКА: Отстань от человека. Она неделю не спала.

КОСТЯ: Как так?

КУКОЛКА: За что вы мне такие?

КОСТЯ: Я не понимаю.

КУКОЛКА: Это я знаю. Сядь на свое место.

КОСТЯ: Куда ты нас везешь?

КУКОЛКА: По домам.

КОСТЯ: А что будет дома?

КУКОЛКА: Что приготовишь, то и будет.

КОСТЯ: Я не в этом смысле.

Куколка резко крутит рулем, от этого Костя опускается в кресло и в глазах у него темнеет.

 

15

Ночь, квартира Кости и Даши, заставленная коробками. Костя заглядывает в пару коробок — там женская одежда и обувь. В квартире кроме него никого нет. Стоит абсолютная тишина. Кухня заставлена грязной посудой. Костя трогает землю в цветочных горшках

на подоконнике — совсем сухая. Он берет горшки один за другим, переносит их в ванную

и проливает из душа. В ванной висит женский халат.

 

16

День, квартира Кости и Даши. Костя возится с коробками в коридоре, отдирает скотч

от одной из них, чтобы положить в нее женский халат из ванной, и снова заклеивает скотчем. Берет столько коробок, сколько может унести за один раз, и выходит. Мы остаемся

в квартире. Камера подходит к окну. Окно выходит во двор. После хлопка двери парадной

у одной из машин во дворе мигают фары, к ней подходит Костя с коробками и открывает багажник. С потолка с характерным звуком падает кусочек штукатурки.

 

17

Рассвет, участок Даши и Кости. Всё заросло высокой травой, дом покосился. От грядок, которые выпалывала Даша, не видно и следа. Соседний дом, в котором жила Настя, выставлен на продажу. Еж жует змею. По аллее вереницей идут крошечные куколки размером с муравьев. Им навстречу движется вереница муравьев. Куколки растворяются в муравьином потоке, их уже не различить. Поют птицы, наступает утро.

Якорь 3

Случайная встреча

Сценарий Маргариты Полонской

1

Группа подростков сидит в кругу в комнате у Марины. Их человек 5. Девушки и парни лет

15-16. Они держатся за руки. Посередине круга фотография девушки лет 15 с ожогом

на половину лица. Пять одинаковых белых свечей, блюдо с оранжевой приправой.

НАТАША: У тебя рука потная.

ЛЕВ: Это у тебя потная.

СТЕПА: Закрой варежку. 

КАТЯ: Тсссссс.

МАРИНА: Давайте вспомним, какой была Люба. В чем она обычно приходила в школу.

Как собирала волосы в длинный хвост. Попробуйте вспомнить ее улыбку.

НАТАША (резко вырвав ладони из ладоней своих друзей): Мне нечем дышать.

Она кладет руку на грудь, часто дышит. У нее паническая атака. 

 

МАРИНА: Так ничего не получится. Я же просила всех молча слушать указания.

Наташа встает с пола и выходит из комнаты, хлопнув дверью. 

 

СТЕПА: Марина, не надо на нее давить. Люба была ее соседкой по парте. 

ЛЕВ: И если бы не Петр Сергеевич, то выстрел прилетел бы как раз ей в голову,

это все сказали, Люба целилась в Наташу. 

МАРИНА: Простите, давайте я всем чаю сделаю?

ЛЕВ: Да, было бы хорошо.

2

Наташа стоит у подъезда дома Марины и курит. Из-за угла дома выходит Степа, половину

его лица закрывает тень. Наташу эта тень пугает. Он подходит ближе, тень уходит с лица.

У Степы заплаканное лицо. Они обнимаются как брат и сестра, очень нежно.

СТЕПА: Она такая высокая была. Только сейчас понял, что она, наверное, на две головы выше меня была.

НАТАША: Очень боюсь, что она мне приснится.

Наташа гладит его по плечу. 

 

СТЕПА: Пойдем до магазина?

НАТАША: Пойдем.

3

Наташа в своей комнате развешивает чистое белье на сушилку. В комнату заходит мама Наташи – Ольга. Она одета в уличную одежду, завязывает шарф.

ОЛЬГА: Хочешь, тетя Света с тобой переночует? Закажете вкусняшек.

НАТАША: Мам, не надо.

ОЛЬГА: Давай тогда если что – ты сразу тете Свете набирай, не стесняйся. Она все равно сериалы до ночи смотрит.

НАТАША: Окей.

ОЛЬГА: Курица в холодильнике на верхней полке.

НАТАША: Можно я завтра в школу не пойду?

ОЛЬГА: Ну да. Я отосплюсь и можем в парке пройтись.

НАТАША: Хорошо.

4

Наташа из лейки поливает цветы на кухне. Ей сейчас лет 45. Волосы, полностью седые,

лежат таким же каре. Из умной колонки играет русская инди-музыка. Когда горшок поливаешь, он меняет цвет. Так из серых горшки становятся голубыми.

Звонок в дверь. Приходит мама Наташи, Ольга. Она незначительно постарела.

ОЛЬГА: Встретила тетю Свету, представляешь, она говорит, в Турцию сейчас улететь прямым рейсом можно на семь дней, все включено, говорит, дешевле получается, чем в тот же Сочи.

НАТАША: Надо билеты заранее брать.

ОЛЬГА: За полгода минимум.

НАТАША: Я картошку пожарила с грибами, спать пойду.

Ольга не слушает ее, она ищет пульт от телевизора. Нашла! 

5

Наташа на работе. Она подводит взрослого лабрадора к мальчику в солнцезащитных очках.

НАТАША: Это Малыш.

Мальчик тянет руки вперед, Наташа направляет его ладони к собаке, собака укладывается перед мальчиком, он ее гладит. Мама мальчика, очень приятная женщина с широкой улыбкой, внимательно наблюдает за процессом, затаив дыхание. Мы видим, что мальчик сидит

в специальной электрической коляске.

НАТАША: (к маме мальчика) Вы тоже можете подойти познакомиться. 

Женщина смущаясь подходит к собаке. 

НАТАША: (мальчику) Что ты чувствуешь?

МАЛЬЧИК: Мягкие длинные волоски. Теплое пузо. Поднимается. Опускается.

Наташа переносит ладони мальчика на морду собаки.

НАТАША: А здесь?

МАЛЬЧИК: Нос!

Мальчик смеется от неожиданности и отдергивает руки – пес облизал руки мальчика.

МАЛЬЧИК: Укусит!

НАТАША: Не укусит, не бойся. 

МАЛЬЧИК: Теплый шершавый язык. И. И. 

НАТАША: Что?

МАЛЬЧИК: Воняет.

Наташа и мама мальчика улыбаются.

НАТАША: Да, у собак специфичный запах изо рта, но я дам тебе специальную щетку. 

6

Наташа в офисе заполняет таблицу на компьютере. В кабинете еще три стола, за каждым работает женщина. Каждая уткнулась в свой монитор, печатает.

ОДНА ИЗ ЖЕНЩИН К НАТАШЕ: Натусь, у нас с Сашкой сегодня пять лет совместной жизни, хочу пораньше слинять. Съезди, пожалуйста, к девочке новенькой, у них что-то контакта

не происходит с нашей Джекки. 

НАТАША: Без проблем, поздравляю вас с Сашей! 

ЖЕНЩИНА: Ты лучшая, Натуся! 
 

7

Наташа проходит по двору элитного ЖК с идеально выстриженными клумбами. Звонит

в звонок. Дверь парадной открывается и мимо Наташи проходит девушка лет 15 в розовой толстовке. Домофон продолжает звонить.

ГОЛОС ИЗ ДОМОФОНА: Кто там? Это из фонда, алло?

Наташа ничего не отвечает голосу, она смотрит вслед прошедшей мимо девушки.

НАТАША: Люба! Люба! Это Наташа Иванова, ты меня не узнала?

Наташа хватает девушку за локоть, та испуганно смотрит на Наташу, половину ее лица

при развороте закрывает край капюшона. Девушка крутит у виска и идет дальше. 

8

Девушка  в розовой толстовке едет в автобусе. Наташа через три ряда от нее, ищет

в телефоне: шутинг в школе 95 Иркутск 2005 год. В статье фотография Любы – миловидная девушка лет 15 с ожогом на половину лица. Заголовок: «Восьмиклассница устроила стрельбу в школе и покончила с собой». Наташа встает и успевает выйти на остановке – двери закрылись почти перед ней.

9

Наташа в баре выпивает две стопки подряд, закусывает бутербродом с рыбой. Напротив

за столик усаживается мужчина с кричащим малышом в слинге. Это повзрослевший Степан. Он пытается успокоить малышку, ходит с ней возле стола, расстегивает ей куртку, снимает шапку, чтобы было не так жарко.

НАТАША: Прошло ровно 30 лет с того дня. 

СТЕПАН: Натка, жизнь продолжается. Когда ты последний раз была в отпуске?

Наташа идет к барной стойке. Степа поправляет малышке съехавшую на бок шапочку. Наташа возвращается с еще двумя настойками. Залпом выпивает.

НАТАША: Тебе пора. Она всегда плачет рядом со мной.

СТЕПАН: Она плачет, потому что она младенец! Ты позвонишь если что? Яна обрадуется гостям. 

Наташа кивает.

СТЕПАН: Давай, завтра спишемся.

Степан и малышка уходят.  
 

10

День. Наташа во дворе того элитного ЖК. На ней солнцезащитные очки, волосы жирными прядями свисают по бокам бледного лица. Наташа не спала. На первом этаже ЖК кондитерская. Наташа заходит туда.

НАТАША: Здравствуйте, будьте добры, зеленый чай с собой.

СОТРУДНИЦА КОНДИТЕРСКОЙ: Ноль три? Ноль четыре?

Наташа видит в окно кондитерской, как в парадную возвращается та самая девушка.

Она в беспроводных наушниках, белых кроссовках и в длинном платье-футболке с Билли Айлиш.

НАТАША: Извините, потом.

11

Наташа заходит в лифт вместе с девушкой. Девушка нажимает 15 этаж и утыкается

в телефон. Едут. Лифт останавливается на 15-м этаже. Двери открываются, девушка выходит, Наташа выходит следом. Идут по узкому коридору. Наташа смотрит, какую дверь девушка открывает ключами. Девушка закрывает за собой дверь. Наташа медленно идет к двери, прислушивается. В квартире лает собачка, звук снятия обуви, бросания ключей на тумбочку. Наташа звонит в дверь. Девушка открывает.

ДЕВУШКА: Я щас папе позвоню.

Наташа молча вглядывается в ее лицо. Это не шрам у нее на лице, а родимые пятна.

И конечно, это не Люба. Наташа разворачивается и медленно идет обратно. Девушка захлопывает дверь. 

12

Наташа поднимается по пустой лестничной клетке элитного ЖК, она запыхалась, на ходу размотала шарф. Она выходит на площадку и звонит в квартиру 877. Раздается лай. Голос за дверью: тише, тише. 

Дверь открывает МУЖЧИНА в солнцезащитных очках.

 

НАТАША: Здравствуйте, я за Джекки.

МУЖЧИНА: Забрали.

НАТАША: Кто забрал?

МУЖЧИНА: Из фонда забрали.

НАТАША: Странно, сейчас позвоню коллегам.

Из глубины квартиры слышится, как дверь скребут чьи-то лапы, скуление, затем лай.

НАТАША: Джекки! 

Лай становится громче.

МУЖЧИНА: Не забирайте. Я привыкну. Лучше Глории все равно не будет. Не забирайте.

Наташа выходит из парадной, надевает солнцезащитные очки, закуривает.

13

Яркое солнце. Наташа стоит напротив школы № 95. Мимо проходят подростки, дети, взрослые, подставляют лица солнечным лучам. Наташа стоит чуть вдалеке, в тени дома.

К ней обращается голос кого-то, кого мы не видим.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Сигаретки не будет?

Наташа не оборачиваясь достает пачку из кармана, вытаскивает сигарету, протягивает голосу. На нее смотрит очень ухоженная женщина лет 60. Ее седые волосы красиво уложены на пробор посередине. Сверху толстый ободок с искусственными жемчужинами,

с которых кое-где скололось покрытие. Ее лицо закрывает черная вуаль.

Женщина зажимает между пальцев сигарету, приподнимает вуаль. Ее лицо в красных пятнах, Наташа отпрыгивает от испуга.

ЖЕНЩИНА: Неудачный пилинг в домашних условиях. Не пугайтесь, мне тоже страшно.

Но это пройдет. 

Наташа неловко улыбается. 


14

Наташа лежит лицом к стене на нерасправленном диване в своей комнате. Входит Ольга.

ОЛЬГА: Тебе на работу не надо сегодня?

НАТАША: Я взяла несколько дней отдохнуть.

ОЛЬГА: Ну и правильно! Как раз на балконе надо окна помыть!

Ольга закрывает дверь к Наташе в комнату. 

15

Наташа ставит в ванну большую кастрюлю. Скидывает туда красную ленту с золотыми буквами «Выпускник», школьный альбом, свои старые тетрадки. Поджигает это все спичками. Кашляет от дыма. Приносит из комнаты фотографию себя за партой. Она второклассница, сидит рядом с Любой – мы узнаем Любу по ожогу. Бросает фотографию в огонь.

Слышны голоса за кадром – две девочки лет 7. 

ПЕРВЫЙ ГОЛОС: Поджигай. Или ссышь? 

ВТОРОЙ ГОЛОС: Не ссу.

ПЕРВЫЙ ГОЛОС: Да не прям здесь, вон, к бочке подойди, чтоб пожара не было. 

ВТОРОЙ ГОЛОС: Долго ждать?

ПЕРВЫЙ ГОЛОС: Ты плохо подожгла, фитиль точно загорелся?

ВТОРОЙ ГОЛОС: Точно.

ПЕРВЫЙ ГОЛОС: Сходи проверь.

Шорох шагов по листве. Раздаются звуки взрыва салюта, крик девочки, шорохи.

ПЕРВЫЙ ГОЛОС: Ложись! На землю ложись!

Наташа в ванной стискивает зубы, подставляет руку прямо в огонь в кастрюле. Огонь тут же гаснет. Наташа отдергивает руку, на руке покраснение, но ожога нет. Она поджигает край

не догоревшей тетрадки, огонь разгорается. Наташа засовывает в него руку. Огонь сразу гаснет. Тогда она замахивается кулаком на стену, чтобы ударить костяшками, но почти перед самой стеной останавливает руку. Сжимает кулак сильнее. 

16

Наташа идет на кухню, открывает духовку, вытаскивает оттуда противень, форму

для выпечки. Открывает газ, кладет голову в духовку. Стук в дверь. Звонок в дверь.

Еще настойчивый стук. Наташа закрывает духовку, поворачивает выключатель, открывает окно. Звонки в дверь продолжаются.

НАТАША: Кто там?

МУЖСКОЙ ГОЛОС: Тетя Наташа, это Ванька. Вы нас заливаете, у нас потолок бежит. 

 

17

Наташа все на той же кухне поливает цветы. Ей уже далеко за 60. 

Начали петь птицы, наступило утро. Она открывает окно, куда уже прилетели несколько воробьев. Они едят из кормушки пшено. Наташа подсыпает им еще. Она сильно похудела, кожа на руках и шее болтается, глаза ввалились. Она выходит из кадра. Слышен шум воды, звук посуды, чириканье птиц. 

18

Наташа всё такая же сухая и седая лежит на нерасправленном диване лицом к стене.

Ее глаза закрыты. По лестнице в подъезде ходит сотрудница ТСЖ. Она вышла из соседней

с Наташей квартиры. Звонит в наташину. 

СОТРУДНИЦА: Проверка счетчиков!

Она долго звонит и звонит в Наташину квартиру. Ей никто не открывает. Наташа все так же лежит. Ее рот расправлен в блаженной улыбке. Она перестала дышать. Наташа умерла.

НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ

В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ

НАЗВАНИЕ

МНЕ 29

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

ПРОХОЖИЕ МОРЩАТСЯ

ОТ НЕПРИЯТНОГО ЗАПАХА

И СПЕШАТ СКОРЕЕ

ПРОЙТИ МИМО

ПРЕДМЕТ

НОЖНИЦЫ

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

ЕДЯТ

НАЗВАНИЕ

НЕ ХОДИ К ТОМУ МОСТУ

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

ТРАМВАЙ ГРОХОЧЕТ

В РАССВЕТНОМ СОЛНЦЕ

ПРЕДМЕТ

ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

ЗАБЫЛИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

НАЗВАНИЕ

КОМФОРТ ПЛЮС

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

И ОНА ПОШЛА

НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ

ПРЕДМЕТ

КОЛОКОЛЬЧИК

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

ЧИСТЯТ

НАЗВАНИЕ

ТОНКИЙ ЛЕД

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

ТЫ МНЕ НЕ ДРУГ

ПРЕДМЕТ

КОНЬКИ

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

СГОРЕЛИ

об авторках

Авторы

Маргарита
Полонская

Сценаристка, писательница

IMG_1601.jpg
Выросла в Омске, живет в Санкт-Петербурге. Выпускница сценарной мастерской Олега Дормана в школе нового кино. Режиссировала клипы группы «Красные Зори». Рассказы публиковались в проектах «Что я знаю о папе?», «Горящая изба», «Pshychologies». Участница резиденции «Действующие лица» в Переделкино.

Сценарии Маргариты Полонской в альманахе «Фигуры на снегу»

Апокалиптическая антиутопия об исходе двух сестер с планеты Земля.

Магический реализм

в курортном городе: драма о человечности.

Драма о странной семье, детской одержимости, Нирване

и котятах.

Трагическая история

жизни одноклассницы девочки, устроившей стрельбу в школе.

Юлия
Садыгова
IMG_2263.JPG
Родилась и выросла в Сибири, живет в Санкт-Петербурге. Выпускница режиссерского курса «От рефлексии к практике» Школы искусств и креативных индустрий. Снимает кино.

Сценарии Юлии Садыговой в альманахе «Фигуры на снегу»

Новогодняя сказка

об украденной пицце

с хорошим концом.

Комедия о первом свидании и пятом колесе.

Драма об отношениях отца и сына в Сибири двухтысячных.

Комедийная драма 

о четырех днях в поезде «Москва — Владивосток».

Связаться
Задать вопрос

Мы на связи

Задайте нам любой интересующий вас вопрос:

Спасибо! Скоро мы Вам ответим.

Галина
Лурье

Сценаристка, кураторка, соосновательница ШИКИ

галя лурье-min.jpg
Окончила мастерскую Олега Дормана в школе нового кино. Публиковалась в журнале «Искусство кино» («Очень солнечный день», 2017).

Проводит писательские и сценарные тренинги по своей методике ассоциативно-интуитивного построения текста.

Сценарии Галины Лурье в альманахе «Фигуры на снегу»

Один день из жизни профессора, прожившего на одиннадцать дней дольше прогноза врачей.

Мелодрама о любви

в Выборге на каникулах

и в будни.

Новогодняя драма

о семье, отъезде и утрате - ожидаемой и внезапной.

Магическая драма

о го́ре и волшебной куколке с необычной миссией.

Якорь 4
bottom of page