top of page

Письмо как исследование: современные трансформации поэтических форм и пространства «языкового эксперимента»

чт, 17 февр.

|

Открытая онлайн-лекция

Регистрация закрыта
Смотреть другие события
Письмо как исследование: современные трансформации поэтических форм и пространства «языкового эксперимента»
Письмо как исследование: современные трансформации поэтических форм и пространства «языкового эксперимента»

Время

17 февр. 2022 г., 19:00

Открытая онлайн-лекция

О событии

Открытая онлайн-лекция поэтессы, переводчицы, литературной критикессы и кураторки курса «Креативное письмо» Галины Рымбу «Письмо как исследование: современные трансформации поэтических форм и пространства "языкового эксперимента"».

Что такое поэтический эксперимент? Какова генеалогия этого понятия и стоящих за ним практик? Много ли общего у процесса написания стихотворения и научного исследования? Зачем современные поэтки и поэты работают с историческими архивами и берут интервью у деревьев, исследуют молекулы жира и синтетические полимеры, изучают зоосемиотику и спорят с Тимоти Мортоном?

Опираясь на примеры из мировых поэтических практик мы расскажем, как менялось представление об экспериментальной поэтической культуре и как сформировался диалог поэзии с гуманитарными и естественными науками. В самом широком смысле «экспериментальной», как правило, называют поэзию, связанную с радикальным обновлением поэтических форм и языков, ориентированную на борьбу с автоматизмом поэтического восприятия, с инерцией чтения и письма. Сегодня поиск неконвенциональных способов поэтического высказывания и расширение представлений о том, что может являться поэзией — это общий «фундамент», на котором стоит актуальное письмо. А исторические примеры экспериментальных стихов, как правило, связаны с авангардными литературными течениями начала прошлого века, поэтическим конкретизмом и концептуализмом, группой «УЛИПО» и американской «языковой поэзией», а также близкими к ней поэтиками «лингвистического поворота», развивавшимися во второй половине XX века в европейских поэтических культурах (французской, греческой и др.). Такие поэтики были ориентированы на «языковой эксперимент», авторефлексивность, внимание к политикам и условиям производства поэтического высказывания; на диалог с лингвистикой, критической теорией, постструктуралистской мыслью и аналитической философией языка. Программные идеи и свойства «языковой поэзии» мы обсудим на примере доступных русскоязычным читателям переводов стихов и эссе Майкла Палмера, Лин Хеджинян, Розмари Уолдроп и критической поэмы Чарльза Бернстина «Изощренность поглощения».

Другое (менее известное в русскоязычном контексте) явление в истории экспериментального письма берет начало в концептуальных и документальных поэтических практиках XX века и особенно активно развивается в наши дни: оно основывается на идее «поэзии как исследования» и подразумевает работу с научными методами познания, теориями и данными. В разговоре о нём мы остановимся на текстах современных шведских поэтесс Осе Берг и Иды Бёрьел, канадского поэта Адама Дикинсона и некоторых современных американских экопоэтиках (Камиллы Данги, Эллисон Кобб и др.).

«Исследовательская поэзия» это не направление, а скорее созвездие новых поэтических методов. Она предполагает не только взаимодействие с внепоэтическими источниками и текстами, но также и создание особой исследовательской инфраструктуры вокруг процесса написания поэтического текста. Современные «поэты-исследователи» имеют не только свою внутреннюю «лингвистическую лабораторию», но и — буквально — пишут в лабораториях, работают с историческими архивами и эго-документами, искусственным интеллектом и химическими формулами, изучают коммуникацию растений и животных, «читают» своё тело на молекулярном уровне, используют полевые методы исследования, анализируют причины экологических катастроф и рассказывают про «углеродный след», который возникает от репрезентации и публикации их текстов.

Экспериментальный диалог поэзии и науки сегодня не сводится к поэтическому заимствованию и метафорическому переосмыслению научных понятий. Он приводит не только к изменению поэтических форм и языков, но и к пересмотру наших представлений о том, как могут быть устроены процессы письма и поэтические инфраструктуры; о том, что является поэтической материей и поэтическим действием, поэтическим мышлением и воображением; о том, в какой «среде» могут обитать и создаваться поэтические тексты. Как говорит Дэвид Бьюк, «исследовательская поэзия» даёт нам возможность «слушать мир и вещи, а не навязывать им свои нарративы».

Идёт набор на курс «Креативное письмо». Узнать больше о курсе и подать заявку.

Поделиться

bottom of page