Красота
Сценарий Юлии Садыговой
Санкт-Петербург, лето.
1
Солнечный день. НАСТЯ (35) стоит на площади Восстания. На ней зеленое платье и белые кроссовки. Одной рукой она придерживает чемодан, в другой руке у нее небольшая сумка
и телефон — Настя фотографирует вид на Московский вокзал. Мимо идут люди, на площади шумно. Настя делает несколько кадров, поднимает голову, смотрит на небо, щурится
и улыбается. Вдруг чемодан из ее руки вылетает и падает на землю. Это мальчик лет пяти врезался в него на самокате. Настя поднимает чемодан. Мальчика поднимает женщина
лет тридцати.
ЖЕНЩИНА: Извините, ради бога! (Мальчику.) Надо смотреть, куда едешь! Извинись перед тетей.
МАЛЬЧИК (смотря на Настю и смеясь): Извините!
НАСТЯ: Да ничего страшного.
Настя наклоняется, чтобы поднять чемодан, и видит, что на земле лежит небольшой приоткрытый кошелек. Она быстро поднимает его, заглядывает внутрь: там лежат несколько купюр. Из второго отделения Настя наполовину вытаскивает банковскую карту
и водительское удостоверение. В удостоверении ее фотография. Убедившись,
что все на месте, она убирает кошелек в сумку, берет чемодан и идет к пешеходному переходу.
2
Настя сидит в кафе, за столиком у окна с видом на Невский проспект. Рядом с ней пустая тарелка и чашка с почти допитым кофе. Настя читает книгу, периодически посматривая
в окно. Потом ищет взглядом официанта, кивает ему. К ней подходит молодой человек лет двадцати.
НАСТЯ: Посчитайте, пожалуйста.
ОФИЦИАНТ: Да, конечно.
Когда он уходит, Настя откладывает книгу. Это сборник рассказов Набокова. Настя берет сумку, открывает ее и достает кошелек. Несколько секунд смотрит в сумку, потом достает
из нее точно такой же кошелек. Подходит официант. Настя держит в руках оба кошелька, рассматривает их и не замечает официанта.
ОФИЦИАНТ: Ваш счет. (Пауза.) Все в порядке?
Настя наконец замечает его.
НАСТЯ: Нет. То есть да… Извините, сейчас.
Она открывает один из кошельков, потом другой. Замирает в нерешительности,
потом достает из одного из них купюру в тысячу рублей и кладет рядом со счетом.
3
Настя в отеле. Она лежит в наполненной водой ванне. Рядом — телефон, включенный
на громкую связь. Слышны гудки. В каждой руке Настя держит по водительскому удостоверению и рассматривает их. На обоих удостоверениях ее фотография,
только на одном фото она в красной рубашке, а на другом в синей. Информация тоже почти одинаковая: имя, дата рождения одни и те же, отличается только город. На одном — Москва, на другом — Петербург.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ИЗ ТЕЛЕФОНА: Алло! Алло?!
НАСТЯ: Мам, привет!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Как ты? Все нормально? Где была? По Невскому гуляла?
НАСТЯ: Мам, все хорошо, я только до гостиницы добралась. Слушай…
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Нормально там? Чисто?
НАСТЯ: Да-да, вообще красота! Мам, я спросить хотела: у нас в Питере же родственников нет?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Нет, у нас все московские. А что такое? Что случилось?
НАСТЯ: Да ничего, просто интересно. Ладно, мам, я потом перезвоню, пойду поем.
Настя сбрасывает вызов и снова рассматривает водительские удостоверения. Потом чуть вылезает из ванны, тянется рукой вниз. На полу лежат два одинаковых кошелька. Настя достает из них банковские карты. Обе на ее имя, с одинаковыми датами, только номера разные.
4
Настя в одном полотенце стоит, склонившись над чемоданом, и вынимает из него одежду.
В номере отеля приятный сумрак, включена только большая напольная лампа. Напротив Насти окно, штора наполовину отодвинута, за окном уже вечер. Выбрав одежду, Настя закрывает чемодан и поворачивается к окну. Со стороны улицы видна черная тень человека. Настя вскрикивает и делает шаг назад, лампа падает и разбивается, в комнате становится темно. Нащупав выключатель на стене, Настя включает свет и быстро подходит к окну.
За ним никого нет. Это седьмой этаж.
5
День. Большое огороженное забором пространство. Идет строительство многоэтажного дома. Стоят краны, тракторы, ходят рабочие в оранжевых жилетах и касках. Сбоку около забора — небольшие вагончики, где живут рабочие. К одному из таких вагончиков идет Настя. На ней джинсы, черная футболка, оранжевая каска. В руках она держит папку
с бумагами. Дверь вагончика приоткрыта, Настя стучит в нее и заглядывает внутрь.
НАСТЯ: Есть кто?
К Насте выходит ПЕТР (48). Он высокий, крепкий, на нем рабочая одежда, в руках он держит губку.
ПЕТР: Анастасия?
НАСТЯ: Да, здравствуйте. Мне сказали сначала к вам зайти.
ПЕТР: Проходите, чай будете?
НАСТЯ: Нет, спасибо.
ПЕТР: Ну все равно заходите.
В вагончике вдоль длинной стены стоит широкая скамейка с мягким сиденьем, во всю короткую стену — стол. На столе крошечная плитка с одной конфоркой, металлический чайник и тарелка с белым порошком. Одна сторона чайника заметно светлее другой. Настя садится на скамейку, открывает папку. В ней лежат чертежи. Петр тоже садится на скамейку рядом со столом, берет чайник, захватывает губкой порошок и начинает чистить чайник.
ПЕТР: Вчера блины пек — добавил в тесто соду. С утра изжога была — выпил чуть воды с содой. Сейчас вот чайник в божеский вид приведу. Хотите блинов?
Петр смотрит на сияющий чайник, наливает в него воду из бутылки и ставит чайник на плиту.
НАСТЯ: Мне сказали, что вы мне все расскажете и покажете, я с чертежами еще посижу и через неделю можно начинать.
ПЕТР: Да что тут показывать. Вон там строим, тут живем. Как будете уже на объекте работать, вам тоже кибитку выделим.
На улице сигналит машина.
ПЕТР (вставая и идя на выход): Подождите, я мигом.
Петр выходит. Настя осматривается, потом тоже выходит из вагончика. На улице только что было очень светло и солнечно, но вдруг начинает темнеть. Настя смотрит наверх — солнце скрыло большое облако. Чуть в отдалении Петр стоит рядом с легковой машиной и что-то объясняет водителю. С другого конца стройки едет большая машина с кузовом. На месте,
где заложен фундамент дома, рабочие заколачивают что-то кувалдой. Настя видит,
что метрах в тридцати от нее идет женщина. На ней зеленое платье и белые кроссовки,
как у Насти в день приезда в Петербург. Настя всматривается и понимает, что женщина —
ее копия. Настя идет в ее сторону, но ее останавливает резкий звук. Это сигналит большая машина с кузовом — Настя шла прямо к ней под колеса. Она резко останавливается, машина тоже тормозит, водитель что-то кричит Насте, но она не обращает на него внимания.
Когда машина проезжает, двойника Насти уже нет. К ней подходит Петр.
ПЕТР: Осторожнее надо, а то помрете и работать начать не успеете.
НАСТЯ: У вас тут женщина работает, сейчас вот шла, вы ее знаете?
ПЕТР: Какая? У нас тут Оксана есть из бухгалтерии, есть две из рабочих, но они сейчас
на другом объекте, послезавтра вернутся.
НАСТЯ: Она похожа на меня, в зеленом платье сейчас шла.
ПЕТР: Не знаю, никого не видел.
НАСТЯ: Вон! Вон та!
Она показывает рукой на женщину в зеленом платье, которая идет к одному из вагончиков. Петр поворачивается, куда указывает Настя.
ПЕТР: Где? Не вижу.
Там и правда уже никого нет. Петр озирается по сторонам, потом смотрит на свой вагончик. Из приоткрытой двери выходит струйка дыма.
ПЕТР: Плита!
Он бежит к вагончику, открывает дверь настежь, машет руками, пытаясь разогнать дым.
6
Набережная, вечер. Настя сидит на газоне, держит на коленях ноутбук и листает на нем изображения. Это чертежи, планы, фотографии красивых домов.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС (за кадром): Это вы придумали?
Рядом с Настей стоит ДЕВОЧКА (7). Она внимательно рассматривает экран ноутбука.
ДЕВОЧКА: Вы строитель?
НАСТЯ: Не совсем, я архитектор.
ДЕВОЧКА: А наш дом тоже вы придумали?
НАСТЯ (смеясь): Это вряд ли.
Внезапно начинается дождь, девочку зовет мама, и она убегает. Настя захлопывает ноутбук, кидает его в рюкзак и беспомощно оглядывается в поисках, где можно спрятаться от дождя. Не видит ничего подходящего, бежит наугад и внезапно оказывается рядом с домом
с атлантами. Огромные фигуры держат на своих плечах балкон над входом в здание. Настя встает под балкон, прижимая к себе рюкзак с ноутбуком, и смотрит на дождь.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (за кадром): Дождь скоро закончится.
Настя вздрагивает и оборачивается. Перед ней стоит ЖЕНЩИНА (50).
ЖЕНЩИНА (показывая на одного из атлантов): Потри у него большой палец на ноге
и загадай желание. Дождь не оставляет пузырьки на лужах, значит, скоро закончится.
Женщина уходит. Настя смотрит ей вслед несколько секунд, она как будто растворяется
в дожде. Настя идет к атланту, на которого указала женщина, большой палец его левой ноги гораздо светлее всего остального тела. Настя берется за этот палец и закрывает глаза.
Когда открывает, дождь уже закончился, сквозь тучи пробивается солнце. Около соседнего атланта стоит девушка, двойник Насти. На ней синие летние брюки и белая футболка —
точно в такой же одежде и Настя. Настя делает к ней шаг — девушка прячется за атланта, Настя заглядывает за него — девушки там нет, она стоит уже у другого атланта. Настя делает шаг в ее сторону — девушка снова прячется за ближайшего атланта, Настя тоже скрывается за ним.
7
Настя в синих брюках и белой футболке и Петр сидят в вагончике. Настя показывает Петру чертежи, тот кряхтит и делает на них пометки карандашом. В окно вагончика видно,
что идет дождь.
ПЕТР: А это куда? А, понял. Это дополнительный блок.
НАСТЯ: Да, левая часть будет немного отличаться от правой, поэтому нужны дополнительные блоки.
ПЕТР: Понял.
Петр берет чертеж, держит его на вытянутых руках.
ПЕТР: Красота!
На плите стоит начищенный чайник. Из носика уже идет пар.
ПЕТР: Чай или кофе?
НАСТЯ: Мне все равно.
Петр встает и начинает заваривать чай. Когда он отворачивается, Настя убирает чертеж, который Петр перед этим рассматривал, и заменяет его другим.
8
Полицейский участок. Настя стоит у окошка, за которым сидит человек в форме. Рядом с ним на столе лежит кошелек, в руке он вертит водительское удостоверение.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Где нашли? Можете точный адрес назвать?
НАСТЯ: На площади около вокзала.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: В соцсетях пробовали искать?
НАСТЯ: Да, не нашла никого.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Что ж. Спасибо, что принесли. Мы свяжемся с владелицей. Вы можете идти.
НАСТЯ: А вам не кажется, что это странно?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Что?
Настя кивает на водительское удостоверение.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: А что странного? Обычный документ.
НАСТЯ: Ну посмотрите на фото.
Полицейский смотрит на фото, молчит.
НАСТЯ: Ну?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Девушка, вы что хотите?
НАСТЯ: А ничего, что это как будто мои права, но не мои?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Девушка, покиньте участок.
НАСТЯ: А то что вы мне сделаете? Полицию позовете?
Настя смеется и выбегает из участка.
9
Настя едет в поезде «Санкт-Петербург — Москва». За окном мелькают деревья. Перед ней сидит всего один попутчик. Это молодой мужчина, он читает книгу. Настя/двойник листает в телефоне новости. Открывает ссылки одну за другой. На экране появляются заголовки. «Взрыв на строительстве элитного жилого комплекса». «15 рабочих и бригадир погибли во время взрыва на стройке». «Владелец строительной компании подозревает, что это происки конкурентов». Настя откидывается к стене вагона
и закрывает глаза.
10
День, парк. Настя идет по асфальтированной дорожке, впереди виднеется залив,
но она сворачивает в лес и идет по узкой тропинке мимо деревьев. Останавливается около ручья, наклоняется, опускает руку в воду, потом проводит рукой по лицу. Садится на землю около ручья, достает книгу, это сборник рассказов Набокова, и начинает читать. Солнце светит очень ярко, стрекочут кузнечики, шумит вода.
Настя смотрит на ручей. Вдоль ручья прыгает лягушка.
Красота
Сценарий Маргариты Полонской
1
КЛАВА (40) на кухне чистит чайник содой. На кухонной столе спит большой рыжий кот.
Ему пытается отрезать хвост ДАШЕНЬКА (4). Коричневые разводы сходят, и в прозрачном блеске чайника Клава смотрит на свое отражение, оно выглядит комичным: нос слишком большой.
САША (10) заходит в школьной форме на кухню.
САША: Я в школу опоздаю.
КЛАВА: Записку напишу.
САША: Позавтракаю в столовой.
КЛАВА: Иди кое-что скажу.
Саша подходит к Клаве. Она кладет ему ладони на голову и целует в обе щеки.
Саша пытается увернуться, он широко улыбается. Саша уходит. Клава замечает у Дашеньки ножницы, забирает их. Дашенька плачет. Клава подставляет ножницы к лицу, как будто это пенсне, и Дашенька перестает плакать, теперь она визжит от радости.
2
Клава уже в пальто держит Дашеньку на руках. Дашенька снимает шапку и бросает
ее на пол, пока Клава пытается закрыть входную дверь. У Клавы в ушах беспроводные наушники. Клава поднимает шапку дочки с пола.
КЛАВА: Алло, алло. Ты чего трубку не берешь? Ты где? Что значит забыл? А мне куда теперь? Да засунь это «прости» себе в жопу!
ДАШЕНЬКА: Жопу.
Клава целует девочку в носик, нажимает кнопку лифта несколько раз. Лифт не работает.
3
В мастерской кукол Клава засовывает свои ноги в ноги большой ростовой куклы. Надевает руки большой ростовой куклы на свои. Кукла сделана из поролона, это старушка, у нее милое лицо и красивый платочек на шее. Клава рукой куклы сжимает и разжимает пальцы.
Напротив стоит СВЕТА (35) с Дашенькой на руках. У Светы короткие черные волосы ежиком, белый джинсовых комбинезон и розовая футболка.
КЛАВА: Вот так лучше намного.
Света протягивает Клаве игрушечную красную машинку. Клава снимает с руки и щеки куклы несколько тонкий полосок поролона – теперь в этих местах дорога. Игрушечная красная машинка едет по этой дороге.
СВЕТА: Да, оставляем. Но машинку я все же здесь сделаю на магнит.
Входит ВИКТОР (40).
ВИКТОР: Ну что?
Виктор протягивает Дашеньке цветок, который сделал из цветной бумаги. Дашенька играет цветком. Клава в кукле делает разные движения, чтобы продемонстрировать все возможности – едет на машине, пританцовывает, сморкается в платок.
СВЕТА (Виктору): Я машинку сделаю на магнит, чтобы она в случае чего не выпала.
ВИКТОР: Я бы убрал платок, ну кто так сейчас ходит? Ты как считаешь?
СВЕТА: Ну мне как Ира в эскизах прислала, я так и сделала.
ВИКТОР: Тогда я ей скажу эскизы переделать. Мне платок не нравится. Клава, а тебе он как?
КЛАВА: Вроде нормально.
ВИКТОР: Ну не знаю, надо думать.
Клава разглядывает молодую красивую женщину с длинными распущенными волосами, сидящую в красной маленькой машинке.
4
Клава катает машинку по своему обычному лицу одной рукой, в другой руке у нее пьеса – она учит роль.
КЛАВА: Выйду я в поле, а ты за мной не ходи! И ни о чем не спрашивай!
Она несколько раз пробует произносить реплику в разных интонациях. Звонит телефон.
ГОЛОС ВИКТОРА: Я все не могу перестать думать про этот платок. Его надо убрать.
КЛАВА: Давайте уберем.
ГОЛОС ВИКТОРА: Нет, ты скажи, как на самом деле думаешь.
КЛАВА: Я на самом деле так и думаю.
ГОЛОС ВИКТОРА: Я совсем запутался
КЛАВА: Давайте уберем платок, попробуем без него и если что вернем.
ГОЛОС ВИКТОРА: Это невыносимо! Целую, у меня встреча!
Виктор кладет трубку. Сверху по стене напротив кресла, в котором сидит Клава, вниз по обоям течет вода.
5
Клава и Саша счищают шпателем мокрые обои со стены. Дашенька спит в соседней комнате в обнимку с бумажным цветочком.
САША: Завтра родительское собрание.
КЛАВА: Позвони папе.
САША: Он ведет Люсю к врачу.
КЛАВА: У меня репетиция.
САША: До 17:00.
КЛАВА: А потом день рождения.
САША: Ясно.
КЛАВА: Я на следующее обязательно схожу
САША: Ты в прошлый раз также говорила.
Клава берет кусок обоев, делает из него шарик, и снежок летит в Сашу. Саша ловит снежок
и бросает обратно маме. Клава уже схватив зонт-трость отбивает снежок как бейсбольный мяч. Но Саша не вовлекается в игру, он выбрасывает мешок в большой пакет
для строительного мусора.
6
Клава в кукле на сцене во время репетиции. Она взаимодействует с АКТРИСОЙ (20), которая изображает маленькую девочку.
КЛАВА: Выйду я в поле, а ты за мной не ходи! И ни о чем не спрашивай!
АКТРИСА: Мы еще увидимся?
КЛАВА: Ни о чем не спрашивай!
Музыка сменяется. Актриса уходит, кукла танцует.
ВИКТОР: А где блестки? Почему блестки не запустили?
Подбегает Света
СВЕТА: На них не выделили бюджет.
Виктор вытирает пот со лба платочком с красивыми узорами.
ВИКТОР: Мне нужно побыть одному
Виктор выходит из маленького помещения театра — в нем помещается от силы 15 зрителей.
7
Клава в большой кукле в виде принцессы на детском дне рождения. Перед ней большой розовый ящик, где сидят искусственные бабочки. Она время от времени прикрепляет бабочку к пальцу, и крылышки бабочек будто самостоятельно машут, с них осыпаются блестки. Никто из детей особо этим не увлечен, кроме одного мальчика лет пяти.
Он стоит и увлеченно ковыряет в носу, смотря на представление. Другие девочки лупят друг друга подушками, из которых летят перья.
МАЛЬЧИК: А вы фея?
КЛАВА: Да
МАЛЬЧИК: А почему вы грустная?
КЛАВА: Я недавно развелась с мужем.
Девочки перестают играть в подушки, все смотрят на Клаву.
КЛАВА: Он ушел к другой, у них родилась очень красивая девочка.
Девочки кладут подушки на пол, усаживаются сверху, поправляя праздничные платьица.
ОДНА ДЕВОЧКА: А у вас с ним дети были?
КЛАВА: Двое.
ВТОРАЯ ДЕВОЧКА: Он хоть алименты платит?
Входит МАМА одной из девочек с охапкой гелевый разноцветных шариков.
МАМА: Солнышко, а это от Ефимовых тебе курьер привез!
Встревоженные дети смотрят на шарики.
МАМА: Что здесь происходит?
8
Клава идет с чехлом для костюма по улице. Говорит по телефону.
КЛАВА: Я тебе верну 10-го. А, ну ничего страшного. Да нет, ты что, это я так, вообще ничего страшного!
Клава сбрасывает звонок. Она злится, и пока ищет в телефоне кому еще позвонить, врезается в женщину. Это НИНА (40).
НИНА: Вот это люди!
КЛАВА: Мы знакомы?
НИНА: Я мама Марины Петровой, они с вашим Сашей за одной партой сидят.
КЛАВА: Да я пошутила, конечно, я вас помню!
НИНА: Я вам соболезную.
КЛАВА: А что случилось?
НИНА: Саша сказал Елене Сергеевне, а она не удержалась и сказала на собрании. Мы ведь можем помочь! У нас прогрессивные родители, все мы хотим создать теплое комьюнити!
КЛАВА: Сейчас не совсем поняла.
НИНА: Саша сказал, что вы серьезно больны, поэтому не ходите на собрания и не участвуете в жизни класса.
КЛАВА: Это неправда, я совершенно здорова.
НИНА: Ну, слава богу! А почему тогда на собрания не ходите?
КЛАВА: У меня работа
НИНА: У меня тоже, и у мужа, но мы ходим.
КЛАВА: Извините, мой автобус.
Клава бежит в сторону остановки, куда приехал автобус. Ее лицо куксится, потому что она сейчас зарыдает.
9
Саша кружит Дашеньку на руках. В квартиру заходит злая Клава.
САША: Мам, ты купила картошку для супа?
Клава бьет ногой по двери: конечно она забыла про картошку. Саша и Дашенька смотрят
на нее.
КЛАВА: Это я так в роль вживаюсь, а картошку я не купила, потому что крахмал — это очень вредно!
Саша закатывает глаза.
САША: Мам, у нас завтра концерт в музыкальной школе.
КЛАВА: Я приду.
САША: Я не про это. Мы с ребятами потом хотели в ростиксе посидеть.
КЛАВА: Я приду на концерт и дам тебе на кафе.
САША: У тебя же ген прогон.
КЛАВА: Его перенесли.
САША: А премьера?
КЛАВА: Режиссер заболел. Давай я омлет приготовлю.
САША: Не, лучше я сам, а ты Дашу уложи.
Клава показывают сыну пальцы вверх. Пока она берет Дашеньку на руки, задерживает взгляд на стене с ободранными обоями. Если присмотреться, то в очертаниях облезлых стен проглядывается шоссе.
10
Звонок в дверь. Клава собирала Дашеньку, оставляет ее на диване и идет открывать.
На пороге двое мужчин.
КЛАВА: Проходите, он там.
Мужчины снимают обувь проходят в комнату, рассматривают большой диван. Один из них достает из кармана конфетку, дарит Даше.
ПЕРВЫЙ МУЖЧИНА: Берем.
КЛАВА: Деньги можно по номеру телефона.
Мужчина достает телефон.
11
Мужчины выносят замотанный в пленку диван. На пороге на это все смотрит мама Клавы ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА (65).
ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА: Ты что, диван продаешь?
КЛАВА: У нас ремонт! Новая жизнь, вот и обои поменяем.
Людмила Сергеевна разувается, привычным движением хочет поставить сумку на тумбу,
но тумбы нет. Она берет сумку с собой и идет в комнату, там голая стена, из мебели только шкаф и детский стол, стульчики.
ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА: Вот она, моя красавица!
Дашенька бежит к бабушке на руки.
КЛАВА: Мам, я побежала.
Клава целует Дашеньку, которая уже наливает себе и бабушке невидимый чай в детский чайный сервиз.
ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА: Будь осторожна, там сплошной гололед!
12
Клава быстрым шагом идет по улице. У Клавы звонит телефон.
КЛАВА: Я? На ген прогоне? Конечно буду, я как раз туда и еду.
ВИКТОР: Сегодня попробуем с платком, я принял решение.
КЛАВА: Отлично!
Клава поскальзывается и падает на спину. У нее в глазах темнеет.
ВИКТОР: Сегодня во сне я сидел на очень неудобном стуле.
КЛАВА: Я в лифте, сейчас связь пропадет.
Клава закрывает глаза.
13
Виктор целует в обе щеки какую-то ЖЕНЩИНУ (50), крепко жмет руку ее СПУТНИКУ (50).
К нему подходит Света. Так же широко улыбаясь, он отводит Свету в сторону.
ВИКТОР: Она пришла?
СВЕТА: Нет.
Виктор вытирает пот со лба.
ВИКТОР: Ты знаешь все реплики, надевай куклу и спасай спектакль. Ты наша надежда!
Света решительно кивает и идет за кулисы. Виктор еще раз раскланивается перед дамой
и ее спутником, садится рядом с ними. В зале человек 30.
14
На сцену выходит актриса в роли девочки и АКТЕР (30), они танцуют.
За кулисами в это время Света сжимает рот обеими руками. Кукла, которую обычно надевала на себя Клава, двигается сама и теперь машет Свете рукой. Из-за куклы появляется СТАЖЕР(18). Света долго выдыхает.
15
Саша стоит за кулисами и смотрит в зрительный зал. У него в руках небольшая детская скрипка. В зале на рядах рассаживаются родители и другие родственники учеников музыкальной школы. Входит чья-то мама — у нее яркая красная помада. Она садится на свободное место в зрительном зале.
16
Клава лежит на том же месте, где упала. Рядом с ней ПРОХОЖАЯ (20) и ее ПАРЕНЬ (20). Парень набирает скорую. Девушка накрывает Клаву своим длинным ярким шарфом,
чтобы Клава не замерзла. Этот шарф очень похож на платок на шее у куклы, от которого
все хотел отказаться Виктор. Клава дышит и приоткрывает глаза.
ПРОХОЖАЯ: Постарайтесь не шевелиться. Скорая уже едет.
КЛАВА (очень тихо, так что девушка наклоняется очень близко): Выйду я в поле, а ты за мной не ходи! И ни о чем не спрашивай!
По лицу Клавы мерцает красно-синий цвет от мигалок скорой.
17
Лицо Клавы покрывают глубокие морщины-дороги. По лицу едет красная машина.
Когда машина проезжает в районе носовых пазух, она подскакивает, а Клава чихает. Теперь Клава едет в красной машине. Она очень красивая. Ее волосы развеваются на ветру.
Она проезжает мимо горного ручья. Вдоль ручья летают бабочки и прыгает лягушка.
Красота
Сценарий Галины Лурье
1
День, небольшая контора, занимающаяся медкомиссией. В коридоре на стуле ждет своей очереди КИРА (25). У стойки администратора стоит БОРЯ (31), разговаривает с женщиной (50) за стойкой, между ними листы бумаги.
ЖЕНЩИНА: Вот сюда просто серию, номер паспорта, внизу подпись.
БОРЯ: А потом меня примет врач?
ЖЕНЩИНА: А зачем вам врач?
БОРЯ: Ну, для осмотра.
ЖЕНЩИНА: Не переживайте, вы хорошо выглядите.
БОРЯ: А вдруг у меня какое-то заболевание психическое?
ЖЕНЩИНА: Кто вам такую чушь сказал?
БОРЯ: Ну, никто.
ЖЕНЩИНА: Правильно, потому что у вас его нет. Я вот на вас сейчас смотрю и вижу абсолютно здорового человека. Если кто не согласен, пусть мне попробует обратное доказать. Место работы?
БОРЯ: Газета «Вечерний Петербург».
Боря достает из кошелька банковскую карточку.
ЖЕНЩИНА: У нас только наличные.
Боря роется в кошельке и карманах. Кира делает то же самое. У нее в кошельке только банковские карточки. Она встает и выходит на улицу.
2
Летний день, спальный район. Кира переходит через небольшой ручей по мосту. Идет в сторону торгового центра. По парковке торгового центра бегают подростки, катаются на продуктовых тележках. На них кричит бабушка, сидящая на пассажирском сиденье машины с выключенным двигателем и открытым окошком. К машине, в которой она сидит, идет взрослая женщина с четырьмя огромными пакетами с продуктами в руках и кричит на нее.
3
День, оживленная улица. На перекрестке криво припаркована старая грязная машина, ее все объезжают и ругаются. К машине идет Кира, сначала смотрит на ее номер, потом открывает дверь пассажирского места. За рулем - ДМИТРИЙ (50).
ДМИТРИЙ: Вы куда садитесь?
КИРА: А куда?
ДМИТРИЙ: За руль.
КИРА: Я в первый раз.
Дмитрий уже выходит из машины, обходит ее сзади и садится на пассажирское место. Кира обходит машину спереди и садится за руль.
ДМИТРИЙ: Три педали слева направо: сцепление, тормоз, газ. На коробке передач всё написано. Она уже на первой.
Дмитрий опускает ручник.
ДМИТРИЙ: Сцепление в пол, и добавляем газ. И сразу рули.
КИРА: Куда?
ДМИТРИЙ: Вперед.
Машину трясет.
ДМИТРИЙ: Ты мне сейчас машину сломаешь! Всё, выходи.
Кира выходит.
4
День, в машине. Дорога ведет в тупик, почти пустая. Кира за рулем, замедляет движение.
ДМИТРИЙ: Почему с газа убрала ногу?
КИРА: Пешеход.
Дорогу на приличном расстоянии от машины переходит человек.
ДМИТРИЙ: Какой пешеход? Где? Не вижу знака пешеходного перехода.
КИРА: Ну там человек.
ДМИТРИЙ: Это не пешеход, это суицидник. Перебегает дорогу в неположенном месте. Жми на газ давай.
5
День, улица. Кира ведет машину, на пассажирском сиденье Дмитрий, Кира останавливается у дома.
ДМИТРИЙ: И чего?
КИРА: Это я, всё, я приехала.
ДМИТРИЙ: Ну припаркуйся.
КИРА: Как?
ДМИТРИЙ: Ну подъедь к поребрику.
Кира крутит руль и въезжает в поребрик, машину ударяет.
ДМИТРИЙ: ******, всю машину мне уже разъебали. Следующая неделя у меня свободная, напиши, когда тебе удобно.
Кира молча кивает и уходит.
6
Вечер, Кира выходит на лестничную клетку к щитку, за которым рычажки с номерами квартир. Щелкает одним рычажком вверх-вниз. Из соседней двери выглядывает АРСЕНИЙ (70).
АРСЕНИЙ: Чего хулиганите?
КИРА: А у вас есть свет?
АРСЕНИЙ: Нет. Вы еще раз щелкните - и появится.
Кира возвращает рычажок в прежнее состояние. Пространство за Арсением освещается.
АРСЕНИЙ: Это вы, что ли, у нас коммуналку не платите?
КИРА: Нет, просто включила одновременно чайник, утюг и стиральную машину.
АРСЕНИЙ: Ай-яй-яй.
КИРА: Да, больше не буду.
7
Вечер, квартира Киры. Кира при свечах на кухне чистит содой всё: холодильник изнутри и снаружи, плиту, кафель, чайник, шкафчики. Вынимает из мусорного ведра пакет и уносит ведро в ванную мыть.
8
Вечер, квартира Киры. На кухню проходит СВЕТЛАНА (50), Кира идет за ней, зажигает еще одну свечу и отодвигает от стола на кухне стул - для Светланы. Светлана давит на стул рукой и шатает его туда-сюда.
СВЕТЛАНА: Нет, сюда я не сяду. У тебя есть жидкие гвозди?
КИРА: Нет.
СВЕТЛАНА: Сказала бы, я бы привезла, починили бы. Тебе нравятся такие обои?
КИРА: Нормальные.
СВЕТЛАНА: Хорошо, главное - чтобы тебе нравилось. Но если что - сейчас очень симпатичные продаются, можно прямо красивые купить.
Чайник начинает шуметь. Камера уходит в соседнюю комнату. Там разными цветами освещает стену заставка на ноутбуке. Громко хлопает дверь подъезда, от этого с комода падает цветной листок для заметок. На кухне Светлана подходит к окну, чтобы посмотреть на источник звука. На газоне под окнами Арсений выгуливает собаку.
9
Утро, ГИБДД - большое здание, похожее на вокзал. В экзаменационном кабинете пятьдесят человек сидят за компьютерами и щелкают мышкой. Среди них Кира, на ее лице отображается зеленый отблеск, она встает и идет к администратору у входа в кабинет. Проходит мимо АНТОНИНЫ (25), девушки, на которую из компьютера светит красный цвет, Антонина краснеет и начинает плакать.
10
Утро, экзаменационная площадка. На ней асфальтовая горка, много линий и оранжевых конусов. Инспекторы ГАИ в форме следят за машинами, двигающимися по площадке, каждый за своей, дают сигнал, когда можно ехать к следующему заданию. У каждого инспектора в руках - папка с бумагами и ручка. Один из инспекторов останавливает машину и подходит к ней. За рулем сидит Боря, которого мы видели в первой сцене.
ИНСПЕКТОР: Выходите из машины.
Боря выходит. Инспектор жестом приглашает его подойти на свою точку обзора.
ИНСПЕКТОР: Видите, где линия? Она за вашим колесом.
БОРЯ: Вижу.
ИНСПЕКТОР: Вы согласны с тем, что не выполнили задание?
БОРЯ: Да, согласен.
ИНСПЕКТОР: Вот здесь распишитесь и на выход.
Боря ставит подпись в указанном месте. Инспектор садится за руль брошенной машины и уезжает в начало площадки. Его место сменяет другой инспектор, он машет следующей машине проезжать. В этой машине сидит Кира. Ее машина останавливается почти там же, где предыдущая. Инспектор смотрит на широкую белую линию - далеко за передними колесами. Сверяется со своими пометками в папке.
ИНСПЕКТОР: Красота, дальше!
Кира едет между оранжевых конусов.
11
Вечер, возле здания ГИБДД стоит Антонина с красным лицом. Рядом останавливается такси, к нему нее идет Кира. Прежде чем сесть в машину Кира оборачивается к Антонине.
КИРА: Вам не на Петроградку?
АНТОНИНА: Нет.
КИРА: И не в ту сторону? Можем вместе поехать.
АНТОНИНА: Нет, мне не в ту сторону.
12
Раннее утро, Кира ведет машину, на пассажирском сиденье Светлана, проезжают перекресток.
СВЕТЛАНА: Поворотник выключи, там кирпич.
КИРА: А сейчас куда?
СВЕТЛАНА: Вон за той машиной просто едь. А теперь направо. Посильнее нажми, успеваем на светофор.
Кира увеличивает скорость. Машина выезжает на мост.
13
Вечер, подъезд дома Киры. Светлана звонит в дверь ее квартиры, никто не открывает.
Из соседней двери выглядывает Арсений.
АРСЕНИЙ: Это кто у нас тут шумит?
СВЕТЛАНА: Да вот дочки дома нет, что ли.
АРСЕНИЙ: Ай-яй-яй, уже ведь поздно. Может, с ухажером?
СВЕТЛАНА: Да откуда у нее ухажер.
Светлана пишет записку и прикрепляет ее к двери.
14
Вечер, квартира Киры. Кира из окна кухни смотрит, как Светлана выходит из двора ее дома,
и после этого открывает входную дверь и снимает с нее записку. В это время из соседней квартиры выходит Арсений с собакой. Арсений делает большие глаза, Кира пожимает плечами.
15
День, такси. Боря пристегивается на заднем сиденье и смотрит в окно.
ВОДИТЕЛЬ (50): Пробки показывает.
БОРЯ: На Троицком мосту? Там авария. Поехали через Дворцовый.
Такси проезжает мимо моста, на нем огорожено место аварии, Боря смотрит в окно на Светлану, которая идет за носилками. Носилки с закутанным в черный полиэтилен телом грузят в машину скорой помощи. Боря переводит взгляд на экран, вмонтированный в приборную доску машины такси. На экране идет мультфильм, нарисованная лягушка прыгает вдоль пруда.
16
День, площадка ГИБДД. Кира в форме инструктора ГАИ следит за машинами, двигающимися по площадке, каждый за своей, дают сигнал, когда можно ехать к следующему заданию.
У нее в руках папка с бумагами и ручка.
КОНЕЦ
В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ
Авторы
Маргарита
Полонская
Сценаристка, писательница
Выросла в Омске, живет в Санкт-Петербурге. Выпускница сценарной мастерской Олега Дормана в школе нового кино. Режиссировала клипы группы «Красные Зори». Рассказы публиковались в проектах «Что я знаю о папе?», «Горящая изба», «Pshychologies». Участница резиденции «Действующие лица» в Переделкино.
Сценарии Маргариты Полонской в альманахе «Фигуры на снегу»
Апокалиптическая антиутопия об исходе двух сестер с планеты Земля.
Магический реализм
в курортном городе: драма о человечности.
Драма о странной семье, детской одержимости, Нирване
и котятах.
Трагическая история
жизни одноклассницы девочки, устроившей стрельбу в школе.
Фантастическая история о девушке-пауке
и ее отношениях
с родителями.
Юлия
Садыгова
Родилась и выросла в Сибири, живет в Санкт-Петербурге. Выпускница режиссерского курса «От рефлексии к практике» Школы искусств и креативных индустрий. Снимает кино.
Сценарии Юлии Садыговой в альманахе «Фигуры на снегу»
Новогодняя сказка
об украденной пицце
с хорошим концом.
Комедия о первом свидании и пятом колесе.
Драма об отношениях отца и сына в Сибири двухтысячных.
Комедийная драма
о четырех днях в поезде «Москва — Владивосток».
Драма о жизни
и взрослении новостницы в Сибири.
Мы на связи
Задайте нам любой интересующий вас вопрос:
Галина
Лурье
Сценаристка, кураторка, соосновательница ШИКИ
Окончила мастерскую Олега Дормана в школе нового кино. Публиковалась в журнале «Искусство кино» («Очень солнечный день», 2017).
Проводит писательские и сценарные тренинги по своей методике ассоциативно-интуитивного построения текста.
Сценарии Галины Лурье в альманахе «Фигуры на снегу»
Один день из жизни профессора, прожившего на одиннадцать дней дольше прогноза врачей.
Мелодрама о любви
в Выборге на каникулах
и в будни.
Новогодняя драма
о семье, отъезде и утрате - ожидаемой и внезапной.
Магическая драма
о го́ре и волшебной куколке с необычной миссией.
Из 92 в 29: история
о поколениях, отношениях
и немного о самиздате.